Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

Шик (The Suit)

Режиссер -
Бахтиер Худойназаров

В ролях -
Андрей Панин, Артур Поволоцкий, Александр Яценко, Ингеборга Дапкунайте, Николай Фоменко, Елена Дробышева, Иван Кокурин

Продолжительность -
96 минут

Год выпуска -
2003



Ссылки
 Централ Партнершип
 Кинотеатр "Победа"


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 7

Зрелищность - 7

Актерская игра - 6

 

Сначала фильм хотели назвать "Гуччи". Как говорят, воспротивились итальянские прокатчики, на которых у Худойназарова был большой расчет. В Италии "Гуччи", оказывается - один из синонимов криминала. Оказывается, к этому модельному дому прикипела мафия. И Худойназаров сделал другое название, в котором трудно уловить подтекст. Причем, обратите внимание: английский вариант переводится как "костюм". Что, в целом, правильно, но скучно. Как по мне, "Гуччи" было бы интереснее и выразительнее. В обоих языковых версиях. И хрен с ними, с итальянскими прокатчиками.

Но Худойназаров живет на Западе и вынужден ориентироваться на такие низменные материи, как кассовые сборы. Однако снимать продолжает про свою бывшую родину. Потому что жизнь тут интереснее. Хотя и труднее.

Режиссер берет немного Крыма (Ялту и Севастополь) и создает несуществующий приморский мирок, состоящий из двух половинок. На одном берегу, в поселке, люди просто живут, вернее - выживают, кто как может. У нас как выживают? Торгуют или воруют. Вот так и крутятся люди в поселке. С другой стороны залива - приморский городок, в котором все сделано для того, чтобы человек расслабился. Ну, разумеется, людям из поселка там делать нечего, если они не работают в тамошней сфере услуг. Но три поселковых парня - Штырь, Генка и Немой - с недавних пор приезжают туда по особому делу. Штырь присмотрел в витрине одного из магазинов шикарный костюм от Гуччи. Три пацана верят, что этот костюм - своеобразный талисман: стоит его одеть, и жизнь изменится волшебным образом, и они из людей, которые напрягаются, враз превратятся в людей, которые расслабляются. Ни один из них не может знать, что костюм принесет ему лично - и всем им, как компании.

Две половинки мира, созданного Худойназаровым, взаимно дополняют друг друга, как день и ночь, мужчина и женщина, "Мерседес" и "Запорожец". Это такая приземленная диалектика, суть которой понятна каждому. Мир, заполненный "Мерседесами", потерял бы эластичность и закис бы от избытка сахара. Мир, состоящий из одних "Запорожцев", взорвался бы от перенапряжения сил, не находящих выхода. Короче говоря, любому плюсу нужен минус. Шик приморского городка понятен только в сравнении с тем полураспадом, в котором пребывает противоположный берег - тот поселок, где живут трое друзей.

Есть в этом что-то неуловимо чеховское. Тихий конфликт миров, один из которых явно обречен, а второй это прекрасно понимает. В стиле Антона Павловича, Худойназаров показывает ряд картинок вроде бы ни о чем, а потом в конце пытается сделать какой-то вывод. Расставлять картинки у него получается отменно, а вот с выводами - все-таки похуже, чем у Чехова. И чем у Феллини, с которым его сравнивают критики. У итальянского маэстро финал, при всей своей открытости, всегда имел одну-две фразы, или взгляд, или план, который ставил мощную точку. Худойназаров честно пытался завершить фильм так, чтобы из этого вытекала какая-то философия. Это чувствуется в каждом из кадров, следующих за трагедией на набережной. Но точки поставить он не сумел - так, вялое многоточие...

Но, может, он и не собирался этого делать? В одном из интервью Худойназаров сказал, что для него "Шик" - дань его молодости. И в даже вставил посвящение своим друзьям. Ну, тогда все, наверное, в порядке. Как мы вспоминаем детство, встретившись с давнишним приятелем? Просто перечисляем наиболее запомнившиеся эпизоды, подсказывая друг другу детали. Так Худойназаров и построил свой фильм: как бы встретились три друга и как бы начали вспоминать прошлое.

Фильм сюжетно не прост, но и не столь уж сложен. Он состоит из трех новелл, в каждой из которых солирует один из друзей. Несмотря на общую лихорадочность повествования, троица молодых актеров получает возможность полностью самореализоваться. И делает это на удивление уверенно. А вот всех остальных персонажей (ну, почти всех) темп развития истории просто съедает. Показателен пример Николая Фоменко: он появляется на пару минут и бесследно исчезает в водовороте событий. Правда, успевает создать нечто типа характера, но покидает нас на самом интересном месте, как только начинаешь проникаться его своеобразием. И так - почти со всеми, кроме трех главных героев. Но это - тоже в стилистике воспоминаний о юности. Ведь в наших воспоминаниях, кроме нас самих, все глубоко второстепенно.

Джон Сильвер

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Общий список рецензий
Список рецензий по буквам
1-10   A   Б   B   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я


Rambler's Top100 Яндекс цитирования