Цифровые системы
  Гостевая книга  Форум Поиск по сайту
 
Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Другие рецензии Релизы Ролики Биографии Ретро

Гуд бай, Ленин! (Good bye, Lenin!) 
 


Вольфганг Беккер


Даниэль Брюль, Катрин Засс, Мария Симон, Чулпан Хаматова, Флориан Лукас, Александер Бейер, Бургхарт Клаусснер, Михаэль Гвиздек


121 минута


2003




 Официальный сайт
 IMdB
 Екатеринбург Арт
 FILM.RU
 RELIZ.RU
 Рецензия Алекса Экслера


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 7

Зрелищность - 7

Актерская игра - 8

Ваша оценка
Рейтинг 8.0 при 66 голосах.
Купить этот фильм на
ОЗОНе
 


 


Призы, которые раздает Европейская киноакадемия - такая же конъюнктура, как и “Оскары”. Только в профиль. Европа стремится формировать какой-то альтернативный Америке кинопоток. Поскольку в рамках коммерческого кино Голливуд победить невозможно, Старый Свет делает упор на нечто интеллектуальное. Но, в то же время, не очень-то элитарное, поскольку раздача “Феликсов” - мероприятие, как ни крути, коммерческое по своей сути. Таким образом, призы Европейской академии всякий раз - компромиссы между деньгами и идеей. В итоге, как уже говорилось, побеждает конъюнктура. Слава Богу, что время от времени (и, надо сказать, довольно часто) эта конъюнктура оказывается отменного качества.

По итогам 2003 года “Гуд бай, Ленин!” получил шесть “Феликсов”, в том числе самый главный - за лучший фильм - и один из основных - Даниэлю Брюлю за лучшую мужскую роль. Оба заслужены в полной мере, тем более, что завоеваны в противоборстве с монстрами типа триеровского “Догвиля” или озоновского “Бассейна”. Между прочим, ни одном из двух этих потенциальных триумфаторов не было выигрышной мужской роли. Так что Брюлю было все-таки несколько легче завоевать свой приз, нежели режиссеру Вольфгангу Беккеру.

Играет Брюль юношу, который проживает в Восточном Берлине. События начинаются аккурат накануне падения стены - в первых числах октября 1989 года. Зовут парня Александр, у него есть сестра Ариана, а также мать. Отец давным-давно “свалил” на Запад. В сущности, он продолжает жить в одном городе с прежней семьей, но, во-первых, Алекс об этом не знает, во-вторых, город пока еще разделен стеной. И по ту сторону забора - не просто другой мир, а вообще другая Вселенная. Мать Алекса всей душой предана идеям социализма. Она активно готовится к празднованию 40-летия ГДР. Но однажды видит на улице, как бунтует восточно-немецкая молодежь, видит в рядах демонстрантов своего сына, и падает на тротуар. Она - в коме. Никто не знает, очнется ли она.

Тем временем, жизнь несется с ужасной скоростью. Стена пала, бессмертный Хоннекер ушел в отставку. ГДР захлестывают волны западного образа жизни. Наконец, эта страна перестает существовать. Образуется единая Германия, и этот факт подчеркивается победой национальной сборной на чемпионате мира по футболу. У Арианы появляется любовник с Запада. Алекс плещется в этом водовороте событий, пытаясь выплыть и постепенно меняясь. И тут приходит в себя мать. Врачи говорят, что малейшее волнение может оказаться для нее роковым. Тогда Алекс решает создать для нее иллюзорный мир в пределах квартиры. Он хочет внушить ей представление о том, что ГДР продолжает существовать. Иначе, боится верный сын, ее сердце может не выдержать торжества демократии.

Интересная, несколько даже вычурная идея решена очень просто и незатейливо. Это-то и подкупает. От обласканного европейскими киноакадемиками фильма ждешь радикализма, новаторства или эстетства. Здесь нет ничего. Почти стопроцентно линейное повествование, которое, правда, ведется в несколько рваном ритме, но, во всяком случае, без хронологических вывертов. Очень простые диалоги - никто не рассуждает о философии секса, не рассказывает глубокомысленных баек, не делает многозначительных пауз. И характеры просты настолько, насколько это возможно в жизни. Правда, как только начинаешь в эти характеры “въезжать”, видишь, что далеко не все в них просто. Тем более впечатляюща работа, проделанная Беккером. Эта простота, которую он сделал девизом своей ленты, на самом деле - не более чем маскировка, дымовая завеса. За ней скрыты те сложные вещи, на которые мы зачастую просто не хотим обращать внимания, если они нас не касаются. Для того, чтобы сделать маскировку более изощренной, режиссер добавляет в свой рассказ изрядную порцию юмора, причем, что приятно, ни разу не скатывается до пошлости. Даже когда показывает спереди совершенно голого дружка Арианы, это предельно уместно, поскольку работает на образ, на задачу.

Искренний и простой фильм завершится очень просто, хотя и несколько надрывно. Именно такой финал окончательно убедил меня в том, что фильм - стоящий. Честно говоря, до финала я в этом порой сомневался. Не хватало, наверное, каких-то сюжетных или психологических “наворотов”. Слава Богу, Беккер выдержал весь фильм в единой стилистике (чему, кстати, очень поспособствовала музыка Яна Тирсена, автора саундтрека для “Амели”). У него получилось сделать то, что он, вероятно, и хотел - тонкий и умный фильм о том, как человек теряет свой мир и как он его заново обретает.

Джон Сильвер

 

 

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
[an error occurred while processing this directive]


а лично для меня это просто лучший фильм 2003 года.. вот так-то. ;-)


Фильм действительно хороший. Он не из тех, после просмотра коих остается впечатление: уау!супер! от просмотра этого фильма становится приятно. Добротная, качественная лента.да

Ваш комментарий



 
Общий список рецензий  
  
Список рецензий по буквам
1-10  A  Б  B  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

 

 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования