Цифровые системы
  Гостевая книга  Форум Поиск по сайту
 
Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Другие рецензии Релизы Ролики Биографии Ретро

Гарпастум 
 


Алексей Герман-младший


Евгений Пронин, Данила Козловский, Леонид Мозговой, Чулпан Хаматова, Гоша Куценко, Павел Романов


116 минут


2005




 Официальный сайт
 IMdB
 FILM.RU
 Kinomania.Ru
 OZON
 Кино России


Оценки

Общая - 6

Режиссура - 6

Сценарий - 6

Зрелищность - 7

Актерская игра - 7

Ваша оценка
Рейтинг 8.0 при 9 голосах.
 


 


«Гарпастум» - название игры с мячом, в которую рубились древние спартанцы. То есть, можно считать, древнегреческое название футбола. В программе Олимпиад этот вид спорта до нашей эры не участвовал. Потом Олимпиады умерли, потом воскресли. Потом на одну из них (в 1912 году в Стокгольм) поехала дебютировать сборная России по футболу. Получилось незабываемо: проигрыш немцам со счетом 0:16 поверг в шок немногочисленную футбольную общественность и свел с ума одного питерского лузера - он поставил на победу России все, что имел. С тех пор его сыновья Андрей и Николай живут в приймах у дяди, много играют в футбол, причем Андрей – это явный гений, но и Коля неплох. Они мечтают построить стадион, но нет денег. Единственный способ заработать – обыграть в футбол всех, кого только можно. Наверное, у них все получилось бы, но на дворе стояло предательское лето 1914-го…

Есть теория, что интереснее всего о каком-то специфическом предмете расскажет дилетант. Алексей Герман (младший) именно это и демонстрирует. Он (если не врет) ни разу в жизни не был на футболе. Игра ему не интересна, а вот сюжет, придуманный известным футбольным литератором Александром Вайнштейном, затронул какие-то струны. Герману оказалось интересна эта эпоха российского серебряного гниения, с ее неповторимым стилем, с ее предсмертным настроением, с ее деликатными людьми. А футбол… Что ж, если для оживления сюжета надо снимать футбол – разве это способно смутить хорошего режиссера? Вникнуть можно в суть любого предмета. Спилберг, небось, никогда не жил в юрском периоде, но каких динозавров породил!

У Германа показан всего один полноценный футбольный матч - британцы сурово и профессионально раскатывают питерских любителей. Кроме того, есть еще несколько уличных стычек «до 10 голов» - в них, кстати, суть футбола обнажается значительно сильнее. Там нет ничего рафинированного, там нет красоты - там одна сплошная борьба и немножко пространства для того, чтобы гений мог проявить себя. Там Андрей (страшный эгоист по природе) узнает обидную для себя правду, сформулированную позже Хемингуэем в простой и безупречной фразе: «Человек один не может ни черта».

Так что фильм, конечно – совсем не о футболе.

Германа интересует питерский довоенный мир – и он его рисует совершенно в тогдашней фотографической манере: сдержанная сепия, масса полутонов, смягченные очертания. «Дыша дымами и туманами», как говорится. Увлекаясь внешней стороной дела (и достигая в ней отменного мастерства), Герман слегка упускает идею. Любовь, мечта, Блок, жестокая реальность – все лишь намечено. Одни сплошные многоточия. Ну что ж, изображать жизнь как одну большую неоконченную пьесу для механического пианино – совсем не ново…

Джон Сильвер

 

 

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
[an error occurred while processing this directive]


Ваш комментарий



 
Общий список рецензий  
  
Список рецензий по буквам
1-10  A  Б  B  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

 

 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования