Цифровые системы
  Гостевая книга  Форум Поиск по сайту
 
Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Другие рецензии Релизы Ролики Биографии Ретро

Бен-Гур (Ben-Hur) 
 


Уильям Уайлер


Чарльтон Хестон, Джек Хоукинс, Хайа Харареет, Стивен Бойд, Хью Гриффит, Марта Скотт, Кэти О'Доннелл


212 минут


1959




 IMdB
 Hollywood Teen Movies
 ВидеоГид
 OZON
 Charlton Heston World


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 7

Зрелищность - 9

Актерская игра - 7

Ваша оценка
Рейтинг 9.7 при 12 голосах.
 


 


Три с половиной часа, что идет фильм, не пролетят для вас незаметно, уверяю вас! На мой взгляд, одним махом смотреть "Бен Гура" - занятие чрезмерно утомительное. Разбейте его на две части. Посмотрите их в два приема. Впрочем, если у вас - уйма свободного времени, можете рискнуть и съесть фильм разом. За последствия ручаться трудно. Мне сделать это было нелегко. Хотя сценарист, режиссер, художники, некоторые актеры и еще куча людей очень постарались, чтобы я получил удовольствие. И, в общем-то, их труды не пропали даром. Я даже могу признать, что куча "Оскаров", которыми осыпали "Бен-Гура" в 1959 году, частично заслужена. Какие из 11 статуэток я имею в виду? Это будет грубый (и дико субъективный) анализ, но, скажите мне ради всего святого: разве само по себе вручение "Оскаров" - не столь же абсолютный произвол?

Вдохновившись этой мыслью, я все же проведу свой суд, скорый и пристрастный. Получается приблизительно так. Полностью заслужены "Оскары" за лучшую мужскую роль второго плана (Хью Гриффит в роли арабского шейха - это просто блеск!), оператору (Роберт Л.Сартис сработал так, как не многие нынешние модернисты смогли бы), художникам (их трое, и они создали потрясающе яркую художественную среду), художнику по костюмам (Элизабет Хэффенден смогла опоэтизировать даже туники на прокаженных). Ничего не скажу об "Оскарах" за звук, спецэффекты (опять же, звуковые) и монтаж - с высоты наших лет трудно оценить, насколько они достойны награды. Пожму плечами насчет композиторской работы Миклоша Рожи - ничего особенно замечательного в ней я не услышал. Со скрипом соглашусь с тем, что заслужил свою статуэтку Чарльтон Хестон. И режиссера Уильяма Уайлера тоже не буду особо оспаривать - в конце концов, он распорядился вверенным ему материалом далеко не худшим образом.

Но главный "Оскар", за лучший фильм, я решительно не понимаю. Какого черта тут делает этот "Бен-Гур", если в тот же год вышел "В джазе только девушки"?

Кто такой вообще этот Бен-Гур? В реальных исторических источниках следов его существования обнаружить не удалось. Будем считать, что зря я туда полез, но такая уж вредная привычка - проверять все, что кажется достойным проверки. По фильму, Иуда Бен-Гур - зажиточный иудей, выросший в компании знатного римского мальчика Мессалы. Юношей Мессалу забрали в Рим и обучили его основам империализма, благодаря которому этот городишко на Тибре стал властелином мира. Вернувшись в Иудею (собственно, римскую провинцию) трибуном, он ко всему подходит уже с других позиций - с позиций государственного человека. Поэтому, обнявшись с Бен-Гуром и вспомнив детство, он через несколько дней арестовывает его, а заодно - его мать и сестру (которая больше всего на свете хочет выйти за Мессалу замуж). История, ставшая причиной этой грозди арестов, проста и чудовищна в своей нелепости. Бен-Гур с сестрой с крыши своего дома наблюдали за въездом в Иерусалим нового прокуратора (не Понтия Пилата!). Сестра неосмотрительно оперлась руками на черепицу, та отскочила и свалилась прямо на голову прокуратору. Ничего этому старому хрену не сделалось - через пару дней он уже был на ногах. А семейка Гуров - ну вы уже знаете, куда она попала.

После этого Бен-Гур был послан на галеры и провел там три с лишним года. Как он оттуда освободился и что с ним было потом, рассказывать уже не стану. История его злоключений весьма интересна, да и изложена, в общем-то, в пристойном, живописно-жестком ключе. Этакая смесь авантюрного романтизма с шершавым реализмом. В общем, крайне занимательно. Фильм состоит как бы из нескольких частей, весьма разнящихся не только по "среде обитания", но и даже по способу выражения. Это, собственно, и не позволяет заснуть - зрителя через каждые полчаса погружают в новую атмосферу, и, как только он в ней пообвыкнется, тут же перемещают в новую. Сделано толково, а "сшивки" между этими кусками абсолютно не видны. Легкий наив, который все это покрывает, отнюдь не портит картину - наоборот, придает ей милое своеобразие. Кроме того, есть сцены, которые и в наше прожженное время не покажутся устаревшими. Вы поняли, о чем я: о потрясающей, фантастической, феноменальной сцене скачек колесниц!

В то же время, отдаешь себе отчет, что все это - грандиозная пропаганда, и что художественное великолепие просто прикрывает христианско-иудейский пафос, на котором и базируется идеология фильма. Когда этот пафос не вылезает на первый план, а идет как историко-бытовой фон - все хорошо. Но как только доза пропаганды превышает критическую, становится противно. И уж совсем плохо, что одним из главных ее проводников выбрана слащавая Хайя Харареет. Она мне активно не понравилась по трем причинам. Она совершенно не умеет играть, она все время освещена неземным свечением и у нее в любой сцене ярко накрашены губы. Впрочем, на последнюю претензию можете не обращать внимания. Тут бедная Харареет наверняка не при чем. В тогдашних исторических фильмах на всех женских персонажах - по полкилограмма штукатурки…

Джон Сильвер

 

 

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
[an error occurred while processing this directive]


Очень тяжелый фильм, в плане его создания, для тех времен. Надо отдать должное Уайлеру


Фильм великолепный и я абсолютно не понимаю критику. Да и сравнивать его с таким попсовым фильмом как "В джазе только девушки" по крайней мере просто неуместно

Ваш комментарий



 
Общий список рецензий  
  
Список рецензий по буквам
1-10  A  Б  B  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

 

 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования