Цифровые системы
  Гостевая книга  Форум Поиск по сайту
 
Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Другие рецензии Релизы Ролики Биографии Ретро

Адаптация (Adaptation) 
 


Спайк Джоунз


Николас Кейдж, Мерил Стрип, Крис Купер, Тильда Суинтон, Кара Сеймур


114 минут


2002




/Единый/




 Официальный сайт
 IMdB
 Yahoo! Movies
 Movies.com
 Rotten Tomatoes
 DVDSpecial
 Meryl Streep
 The Cage Perspective


Оценки

Общая - 9

Сценарий - 9

Зрелищность - 7

Актерская игра - 9

Ваша оценка
Рейтинг 6.3 при 31 голосах.
Купить этот фильм в формате
MPEG4
 


 


Хотел бы я попасть как-нибудь (совсем ненадолго!) в голову Чарли Кауфмана. Подозреваю, что там происходит намного более интересные вещи, чем те, что он уже отважился нам показать. Но можно ли требовать большего от человека, который сочинил сценарий о себе самом и представил в нем себя как потного, лысеющего, потеющего, трусливого интроверта, страдающего комплексом неполноценности, сексуальной неуверенностью, творческим испугом и недержанием эмоций? Если человек так вывернулся наизнанку - надо полагать, он рассказал о себе все, что можно было рассказать. С другой стороны, есть хитрецы, которые наговаривают на себя с три короба, чтобы скрыть за этой лавиной самоуничижения свое истинное лицо. Некоторые занимаются самооговором из склонности к мазохизму. Вот и я хочу заглянуть на минутку в голову Чарли Кауфмана, чтобы понять, каковы его истинные мотивы. Впрочем, боюсь, что за минутку я там не разберусь.

Оставим же бесплодные мечтания и перейдем к делу. Центральным персонажем фильма в самом деле является Чарли Кауфман. Немного о нем. Этот человек был никому не известен (кроме десятка телевизионных продюсеров) до 1998 года, пока он не продал студии Columbia Pictures свой сценарий. Через год по этому сценарию режиссер-дебютант Спайк Джоунз поставил фильм "Быть Джоном Малковичем". В день выхода этого фильма в прокат Кауфман и Джоунз проснулись знаменитыми. Престранная история о таинственном офисе, выходящем прямо в голову знаменитого голливудского актера, была встречена с тотальным восхищением. Кауфман вмиг стал модным голливудским сценаристом, после этого участвовал в создании еще пары фильмов (в том числе - недавних "Признаний опасного ума"). Однако, судя по всему, его сценарии начинают работать особенным образом только когда встречаются с режиссурой Спайка Джоунза.

"Адаптация" - второй совместный проект этих людей. Правда, в титрах указано, что сценаристов двое - Чарли и Дональд Кауфманы. Кто такой Дональд? Это брат-близнец Чарли. В фильме он действует, сочиняет по примеру брата сценарий (правда, чисто коммерческий), напропалую флиртует с девушками и очень уверен в себе. Однако в реальной жизни о Дональде Кауфмане никто не слышал. Впрочем, его отсутствию в нашей реальности может быть простое объяснение. Если вы посмотрите "Адаптацию", то поймете, какое.

О чем этот фильм? О том, как Чарли Кауфман пишет сценарию на книгу Сьюзен Орлин "Похититель орхидей". Это - история жизни и деяний одного весьма оригинального человека по имени Джон Ларош. Нам покажут и Сьюзен в исполнении Мерил Стрип. Эта дама, похоже, существует реально - по крайней мере, она фигурирует как автор сюжета в фильме "Голубая волна", к которому Кауфман не имеет решительно никакого отношения. Существует ли Джон Ларош, сказать затрудняюсь, хотя книга "Похититель орхидей" (она, похоже, действительно была издана), как утверждает Орлин, сделана по воспоминаниям этого человека. Вот такая история.

Насколько изображенные в фильме персонажи соответствуют своим реальным прототипам, существует ли Дональд Кауфман (последний вопрос живейшим образом дискутируется на IMDb) - все эти проблемы меркнут перед тем, как классно сделан сам фильм и как блистательно отработали в нем актеры. Отдельного слова заслуживает Николас Кейдж. Многие зрители за последние годы забыли, что он когда-то считался одним из самых талантливых американских актеров. Наконец-то он снялся в фильме, где ему не надо бороться за справедливость, изрыгая из себя идеологически сбалансированные сентенции. Для любого настоящего актера получается тем лучше, чем сложнее перед ним ставится задача. В "Адаптации" Кейджу приходится играть сразу двоих (Чарли и Дональда, причем братья, как уже говорилось, разительно непохожи друг на друга). Ничего героического нет ни в одном из братьев. Нет в них также ничего демонического. В том-то и проблема, что они - совершенно ординарные люди, под тусклой оболочкой которых, правда, скрыт большой талант, но его так сразу и не разглядишь. Рекомендую понаблюдать за Чарли Кауфманом в исполнении Кейджа в стрессовые моменты (а их по сюжету предостаточно). Есть также совершенно убойные сцены, когда в кадре присутствуют два Кейджа сразу, один из которых нагловат и раскован, второй - зажат и затравлен.

В общем, "Адаптация" - это бенефис Кейджа. Мерил Стрип и Крис Купер, которые здесь тоже на высоте, оттеснены на второй план и вынуждены демонстрировать свой класс на сугубо ограниченном пространстве. А Кейдж резвится вовсю.

Построен фильм очень затейливо, временные линии пересекаются произвольным образом, реальные персонажи (Джон Кьюсак, Кэтрин Кинер, Спайк Джоунз) вдруг возникают в этом придуманном мире. Да, в общем-то, сам фильм начинается кадрами с настоящей съемочной площадки фильма "Быть Джоном Малковичем". Сюжетная конструкция напоминает строение, сложенное из деталей конструктора неумелыми детскими руками, которое, однако, почему-то не падает. Вопреки всем законам природы. Стоит себе и стоит. И ты, пытаясь понять, в чем секрет его непостижимой устойчивости, чувствуешь, что это понимание находится за пределами твоего мировосприятия. Ты либо должен войти в новый для себя мир, либо наблюдать за конструкцией со стороны, отстраненно посмеиваясь. В первом случае ты имеешь шанс на постижение каких-то новых для себя идей. Во втором - лишаешь себя очевидного удовольствия.

Между прочим, 11 февраля 2003 года Дональд Кауфман был номинирован на "Оскар" как соавтор сценария к фильму "Адаптация". Впервые в истории американского кино претендентом на высшую его награду становится лицо, чья реальность вызывает глубочайшее сомнение.

Джон Сильвер

 

 

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
[an error occurred while processing this directive]


Великолепный фильм
---КОТ---


Лучший сценарий со времен "Касабланки", Вы понимаете, о чем я


100 из 10! Великолепно! Дональд - рулез!


Блестяще!


Не понимаю, отчего все исходят восторгами. Обычная постмодернисткая штучка, с банальным набором (смешение виртуала и реала, авторов и персонажей, самоирония и т.п.). Я бы сказала, что этот фильм не дотягивает до тех претензий, на которые сам же и претендует


А вам не кажется, что все это уже было в коэновском "Бартоне Финке"?


Проблема людей в том ,что они просто не способны понять этот фильм.Чарли создал что-то новое в индустрии адаптированных сценариев,что-то абсолютно сумасшедшее,но гениальное.А принимает этот сценарий Чарли(я говорю о настоящем Кауфмане)как свое поражение.Это нельзя обьяснить.Это надо увидеть,то,с каким мастерством передана нам эта истина

Ваш комментарий



 
Общий список рецензий  
  
Список рецензий по буквам
1-10  A  Б  B  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

 

 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования
  • Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (24)