Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга Поиск по сайту

Китайский квартал (Chinatown)

Режиссер -
Роман Полански

В ролях -
Джек Николсон, Фэй Данауэй, Джон Хьюстон, Перри Лопес, Дайэн Лэдд, Роман Полански, Ричард Бакалян, Джон Хиллермэн, Дэррелл Зверлинг, Рой Дженсон

Продолжительность -
131 минута

Год выпуска -
1974



Ссылки
Официальный сайт
IMdB
ВидеоГид
ОЗОН

Купить этот фильм на
ОЗОНе
 

Замечательное, тревожное, захватывающее возвращение в страну film noir. Это не просто один из величайших детективов, но и один из самых идеально построенных фильмов. Гениальная режиссура Полянского, безукоризненный сценарий Тауна, мощнейшая игра Данауэй и Николсона делают эту картину выдающейся среди лучших работ 1970-х годов. В центре сюжета Гиттес (Николсон), частный детектив, специализирующийся на слежке за неверными супругами. Будучи одурачен женщиной, выдававшей себя за жену начальника городского водоснабжения, он знакомится с его настоящей женой Эвелин Малрэй (Данауэй), которая очень быстро становится вдовой. Втянутый в цепь странных событий, Гиттес распутывает клубок загадок, которые приводят его к отцу Эвелин, Кроссу (Хьюстон). Кросс занимается "будущим" Лос-Анджелеса, пытаясь отвести воду из городского водоснабжения для своих собственных целей. Помимо напряженнейшего сюжета, включающего в себя убийство, инцест и политические махинации, фильм изумительно воссоздает атмосферу Лос-Анджелеса - машины, одежда, здания, вплоть до кресел в парикмахерской.

Аннотация ВидеоГида


Интересно, что в сценарии нет ни одной сцены, где бы действие происходило в китайском квартале - это название скорее метафорическое, а не конкретного места.

В "Китайском квартале" не только тщательно воссоздана среда 30-х годов, но и используются различные культурные, кинематографические аллюзии, отсылки, напоминания. Джек Николсон в одной из лучших ролей должен вызвать в памяти образы, созданные Хамфри Богартом в "черных фильмах". Фэй Данауэй воплощает тип "роковой женщины", которая является роком для других и сама расплачивается за свою роковую судьбу. Джон Хьюстон, играющий здесь главу семейного клана и преступного синдиката, - один из родоначальников жанра "черного фильма". Наконец, появление в эпизоде самого Поланского (в роли бандита с ножом) соответствует хичкоковской традиции обязательного присутствия автора среди героев.

Имя главному герою фильма - Джейку Гиттесу - придумали благодаря другу Николсона, продюсеру Гарри Гиттесу.

Полански и Николсон не раз спорили, причем довольно страстно. Однажды их горячая дискуссия зашла так далеко, что режиссер в сердцах вышвырнул из гримерной Николсона портативный телевизор, по которому актер следил за играми своей любимой баскетбольной команды.

Так как этот фильм по плану должен был стать первым в детективной трилогии, Николсон отказался от других ролей детективов, которые ему предлагали в тот период. Таким образом, роль Гиттеса стала для Николсона единственной ролью сыщика в кино.

Для Романа Поланского эта картина стала последней, снятой в США.

Сценарист Роберт Таун поначалу хотел, чтобы у фильма был счастливый конец. Перед началом съемок с ним активно спорил Роман Полански, который настаивал на том, чтобы филь заканчивался трагически. Аргументы режиссера оказались сильнее. Позднее, в 1999 году, Таун признал, что он был не прав.

Первоначально роль Эвелин Малрей предназначалась для жены продюсера Али МакГроу, однако роль эту она не получила, так как развелась с ним и ушла к Симву МакКуину.

Сценаристу Тауну предлагали 125 тыс. долларов за написание сценария для фильма "The Great Gatsby" (1974). Однако тот посчитал, что никто не сможет написать киносценарий на роман Скотта Фитцджеральда лучше, чем сам писатель, и взамен "довольствовался" 25 тыс. долларов за сценарий к фильму "Китайский квартал".


ОСКАР (1975). Победители: Роберт Таун (лучший сценарист). Номинированы: лучший фильм, Роман Полански (лучшая режиссура), Джек Николсон (лучшая главная мужская роль), Фэй Данауэй (лучшая главная женская роль), Джон Э. Алонсо (лучшая операторская работа), Джерри Голдсмит (лучшая музыка).

ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС (1975). Победители: лучший фильм в жанре драма, Джек Николсон (лучшая главная мужская роль), Роман Полански (лучшая режиссура), Роберт Таун (лучший киносценарий).


Картина является попыткой возрождения в 70-е годы жанра "черного фильма", пережившего пору расцвета в 40-е годы. Сценарий Роберта Тауна, получившего "Оскар", воспроизводит типичные сюжетные ходы романов Дэшиела Хэммета и Рэймонда Чендлера, а также их экранизаций. Лос-анджелесский частный детектив нанят богатой молодой женщиной для расследования мелкого, но подозрительного дела. В результате он вмешивается по-крупному, упорно вскрывая запутанные махинации по спекуляции земельными участками и водой. Сложная интрига, мрачные тайны, скрытые за фасадом спокойствия и благополучия. Сгущение красок в обрисовке атмосферы загадочности и тревожного ожидания. Обязательная тема рока, который довлеет над людьми, неотступно преследует и не оставляет никакой надежды даже неунывающему, всегда блещущему "черным остроумием" частному сыщику, который побеждает профессионально, но проигрывает в любви и вообще в жизни... Все эти атрибуты стиля "черного фильма" присутствуют в ленте Романа Полянского: прежде всего - мотив рока, злой судьбы, навязчивая идея героя о неизбежном поражении в Богом проклятом китайском квартале. Враждебность города, квартала, дома и даже квартиры (чаще не своей, а снимаемой у кого-то) - постоянный рефрен произведений польского режиссера, работающего в разных странах мира.

Сергей Кудрявцев, Кино на KM.RU


Rambler's Top100 Яндекс цитирования