"Американский психопат"
(American Psycho)
США, 2000 г.

Режиссер: Мэри Хэррон
В ролях: Кристиан Бейл, Клои Севиньи, Риз Уизерспун,
Уиллем Дэфо, Саманта Мэтис, Джаред Лито, Гуинивер Тернер.












Конец 80-х годов. Преуспевающий молодой бизнесмен с Уолл-стрита Патрик Бейтман (Кристиан Бейл) готовится встретить новый день. Пока он моется в душе, его голос за кадром подробно рассказывает, какими именно гелями, лосьонами, мазями и притираниями он умащивает свое драгоценное тело. Все это призвано дать нам понять, насколько Патрик "пустой человек". Впоследствии, пустой и поверхностный Патрик издевается над своей преданной и любящей секретаршей (Клои Севиньи), соревнуется и склочничает со своими такими же пустыми приятелями с Уолл-стрита из-за визитных карточек, костюмов и мест в модных ресторанах, нудится в компании своей блондинки дуры-невесты (Риз Уизерспун), нудится в компании своей блондинки дуры-любовницы (Саманта Мэтис), убивает бездомного негра-попрошайку, зарубает своего сотрудника топором только за то, что у того визитная карточка выглядела круче, чем у него, убивает с полдюжины моделей и проституток, предварительно заставляя их слушать самые попсовые и кичевые хиты 80-х годов и читая им псевдомузыковедческие лекции о своих любимых исполнителях.

Ох уж эти американские либералы! Уже 2000-й год на дворе и еще свежи воспоминания о политических и сексуальных скандалах президента Клинтона, а они все норовят пнуть ногой "эти ужасные 80-е". "Американский психопат", поставленный по скандальному роману Брета Эстона Эллиса, это очередная модная теперь атака на эпоху президента Рейгана. Когда в 1991 году Эллис писал свою книжку, он руководствовался самой благородной целью - разбогатеть и стать знаменитым, поэтому он пытался сделать ее как можно отвратительнее. По части смачных деталей он переборщил, и несмотря на всю скандальность, мультимиллионером и знаменитостью Эллис так и не стал. Режиссер Мэри Хэррон и ее сценаристка Гуинивер Тернер пытались сыграть на сенсационности материала и добавить туда намек на сатиру. Как это часто бывает с теми, кто пытается сидеть на двух стульях, их постигает неудача в обоих направлениях.

Сценарий полон незаконченных сюжетных линий и просто несуразиц. Зачем был нужен частный детектив (Уиллем Дэфо), который внезапно появляется, чтобы расследовать, куда пропал сотрудник Патрика, и так же неожиданно исчезает из картины, так ничего и не расследовав? Когда Патрик гоняется за своей жертвой по коридорам и лестницам со включенной бензопилой, никто этого не замечает и никто не появляется. Может быть, в Техасе так все и происходит, но вряд ли такое возможно в привелегированных манхэттенских аппартаментах.

Конечно, дело не не только в правдоподобии. В отличие от гораздо более бравурного и остроумного "Бойцовского клуба", который затрагивает сходные темы, авторы "Психопата" не находят ничего лучше, чем просто подсмеиваться над своим героем. Он не только маньяк-убийца, он еще и лопух. Его не уважают сотрудники. Его все путают с кем-то другим. Он не может заказать столик в по-настоящему крутом ресторане. И еще у него отвратительный музыкальный вкус. С одной стороны, показывая успех Патрика, который в 27 лет занимает пост вице-президента солидной фирмы, имеет шестизначное жалование и роскошную квартиру, авторы пытаются убедить зрителя, что это вовсе и не успех, а так - иллюзия. Патрик - капиталист, а потому он - само воплощение зла. Короче, если вы работаете на Уолл-стрите, вы будете издеваться над своей преданной секретаршей, любить песни Фила Коллинза, резать головы женщинам и хранить их потом в холодильнике.

Ласло Ковач