Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Затмение" (Италия-Франция, 1962)

Режиссер -
Микеланджело Антониони

В ролях -
Ален Делон, Моника Витти, Франческо Рабаль, Лила Бриньоне


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 9

Зрелищность - 8

Актерская игра - 8

 

"Затмение" смотреть трудно. Моника Витти отвлекает. Я готов поступиться принципами и заявить, что здесь она прекрасней Катрин Денев в отдельных фильмах. Но это личное… А для личного в данном фильме места очень мало.

Если снова попытаться найти фразу, характеризующую всю работу в целом, то это будет вечный ответ героини: "Не знаю". О чем ни спроси - "Не знаю" и все тут. Или она же, рассуждая об Африке, говорит: "Может там меньше думаешь о счастье, жизнь идет сама собой. А здесь все требует такого напряжения… Даже любовь". Эдакие, понимаешь, нечаянные последователи Руссо, адепты Ральфа Эмерсона. Напрягаются они слишком…

В фильме не так уж много фронтальных персонажей. Двое - мать героини и ее знакомый брокер - действительно суетятся и напрягаются. Они живут за счет биржевых игр. И ничего, терпят и суетятся, терпят и действуют. (Значительная часть фильма снята в декорациях этой самой биржи и посвящена реальному биржевому краху, сильно осложнившему жизнь Италии.) Героиня же - загадка. Ни малейшего намека на профессию, на возможность свободного заработка, на рациональную трату времени. За счет чего живет - непонятно. Слоняется целыми днями, где придется - и напрягается. И озадачивает всех релятивистскими вопросами - типа, о смысле жизни. Эдакая новейшая формация рантье - ни в белую, ни в красную армию. Делон в условиях финансовой катастрофы еще и под юбку ей норовит залезть, а она вроде и не очень против (Делон все-таки), но напрягается, но "Не знаю". Ни фига не знают!

Я писал в "Крике", что герои "светского" периода Антониони "даже не смогут объяснить" мотивов своего социального безразличия. Зато я могу. Глядя "Затмение" впервые, я придумал определение: "Шизофрения с лицом Моники Витти". Ну как объяснить болезнь? Ту же булимию - жрут и жрут, это изначально, в крови. А вовсе не процесс, не эволюция. Просто теперь подобные герои вырвались вперед, заняли капитанский мостик - и ретиво принялись перекраивать мир под себя. В гнусной советской комедии "Фонтан" герой говорит: "Зачем три унитаза для одной задницы?" А с помощью того же "Фонтана" до власти дорвались те, кому и десяти мало для одной задницы. В "Затмении" речь о периоде полученных десяти…

Мне уже приходилось приводить знаменитую фразу Антониони о том, что его фильмы не об угасании чувств, а об их отсутствии. У героев "Крика" чувства присутствуют, просто у них совершенно не остается сил наслаждаться ими. Их чувства задушены самым реальным напряжением. А у персонажей последующей тетралогии, где обязательно играет Витти, с чувствами в самом деле туго. Не случайно, наверное, что в финальной работе - "Красная пустыня" (1964) - у ее героини форменным образом отказывает голова. После чего режиссер занялся иными материями. Точка была поставлена.

Антониони всегда был актуальным режиссером, с пристальным интересом ко всему новейшему - хоть к научно-технической революции, хоть к авангардной живописи. Резко сменив антураж вечно грязной провинции на чудеса модернистской архитектуры, промышленные гиганты, тотальность шоу-бизнеса, он словно перебрасывал персонажей и зрителя в невесть откуда взявшийся рай. По тем временам, по крайней мере, рай. А потом смотришь и убеждаешься, что внешнее и внутреннее плохо сбалансированы между собой. Пока не увидишь в финале "Затмения" прохожего, читающего в газете статью под заголовком "Мир стал неустойчив".

В работах после "Красной пустыни" эта неустойчивость примет крайнюю форму - речь пойдет о призраках: призраках-людях, призраках-отношениях, призраках-биографиях… После чего режиссер на долгие-долгие годы замолчит. Говорить уже просто не о чем. О пустоте не поговоришь.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования