Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

Зардоз/Zardoz (США, при участии Ирландии, 1973)

Режиссер и автор сценария -
Джон Бурмен

В ролях -
Шон Коннери, Шарлотт Рэмплинг, Сара Кестелмен, Салли Энн Ньютон, Джон Олдертон, Найэлл Баджи



Ссылки
 IMdB
 Fan page
 ВидеоГид
 OZON
 Подсолнух.Ru
 100% Unofficial Sean Connery
 Ecran Noir: Charlotte Rampling


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 7

Зрелищность - 9

Актерская игра - 8

 

Джон Бурмен - режиссер удивительный. Снимает он нечасто, но практически каждый его фильм попадает в разряд "важных вех" мирового кино. Причем, большинство из них откровенно скучны - парадоксальным образом скучны. Идея гениальна, способы воплощения гениальны, а захватывающей истории, действа не получается.

Ему, наверное, нужно было избрать другую профессию или жанр - художник, дизайнер, перфомансист. Но он избрал кино, и практически каждый его фильм - находка для кинокритика и киномана. Я могу через пару лет и не вспомнить, о чем та или иная работа, но но отдельные кадры так и стоят перед глазами.

Британец Бурмен работает в дорогостоящем производстве, да еще стремящемся к примитиву, каковым является Голливуд. Поэтому его "идеальный фильм" вряд ли сможет появиться на свет. Он просто отрабатывает контракт. Но в его душе настоящего художника постоянно накапливаются феерические образы, головокружительные эстетические решения. И время от времени происходит творческий взрыв...

Снять "Зардоз", каковой и можно считать максимально приближенным к идеальной модели, Бурмену удалось лишь благодаря тогдашней моде на антиутопии. Благодаря жесткой конкуренции множества студий, когда не скупились и не регламентировали. (К сожалению, последний "творческий выброс" режиссера произошел аж в 1990-м году - "Дом там, где сердце". После чего его работы вообще потеряли вкус. Полагаю, что "За пределами Рангуна" (1995) и "Портной из Панамы" (2001) "вехами кино" уже не станут.)

Идея "Зардоза" наверняка возникла при первых упоминаниях термина "золотой миллиард". Ибо о таковой модели общества идет в фильме речь. Здешнее человечество (23 век по Р.Х.) делится на три категории: бруталы, экстерминаторы и бессмертные. Первые - просто чернь, "бесконтрольно" размножающаяся и носящая одежды черных и серых цветов. Вторые - эдакие живописные крепыши с револьверами, в двуликих масках и опоясанные красными пулеметными лентами. Они едят только мясо и "контролируют" рождаемость первых с помощью непрерывной резни. Третьи живут в идиллических оазисах, окруженных невидимыми защитными полями, носят ну совершенно древнеегипетские одежки и действительно бессмертны. По-моему именно отсюда растут ноги вот этой фигни со Шварцнеггером... как ее?.. а, "Шестой день"! Считка памяти погибшего, до последней секунды, точная реконструкция прототипа и т.д. -только слово "клон" не употребляется. Но здесь ресурс "избранных" побогаче - они обладают сверхестественными способностями и не стареют. Биологический возраст добавляют только в качестве наказания - за вольнодумство, например.

Экстерминаторов "курирует" один из избранных, ставший для них богом по имени "Зардоз" (по названию сказки Фрэнка Баума "Волшебник страны Оз" - "The wiZARD of OZ"). Только он способен остановить бойню и с помощью экстерминаторов заставить бруталов заниматься земледелием. Потому что даже среди бессмертных идут диалектические процессы. Кроме бессмертных старцев-ренегатов есть еще "апатики". Эти биологически молоды, но совершенно безжизненны. И те и другие живут в своеобразных резервациях и нуждаются в еде. Стало быть, не все благополучно и среди избранных, не все управляемо. У них может обнаружиться нечто общее - усталость от бессмертия, например. И тогда у идеальных с генетической точки зрения экстерминаторов, детей жесткого природного отбора, появляется третья задача.

Антиутопия Бурмена в некотором роде уникальна. В ней весьма умело соединены элементы типичного коммерческого фильма и элитных конструкций в духе Кубрика и Годара. Столь идеального их баланса, по-моему, никто не достиг. После банальной конной атаки нам вдруг предлагают некую схватку умов и воль в эзотерическом духе. Никто не будет вульгарно рвать рубильник для отключения защитного поля - процесс происходит на каком-то фрейдистском подуровне, непонятно даже на каком из подуровней...

Честно говоря, не знаю как обстояли дела на Западе, но у этой работы есть все кондиции для статуса культовой. Даже удивительно, почему она так скромно представлена в нашем видеообороте. Ее можно пересматривать бесконечно, и что самое ценное - в разных качествах. То как экзотический боевик, то как философскую притчу, то просто как красивую штучку, а то и как чувственную работу, вроде "Ночного портье". (Недаром Шарлотт Рэмплинг практически одновременно снималась в обоих этих фильмах. Вообще, специфический эротизм Рэмплинг заслуживает отдельной монографии).

Я вот именно так "Зардоз" и смотрю.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования