Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Забриски Пойнт" (США-Италия, 1969)

Режиссер -
Микельанджело Антониони

В ролях -
Марк Фречетте, Дариа Халприн, Пол Фикс, Род Тейлор, Харрисон Форд, актеры "Открытого театра" Джо Шейкина



Ссылки
 IMdB
 OZON


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 8

Зрелищность - 9

Актерская игра - 8

 

Забриски Пойнт - это своего рода геологический заповедник. В результате тектонической деятельности донные образования доисторических озер превратились в горный массив. Мягкий такой, из осадочных пород - проще говоря, из гипса. Очень жарко, каждое движение поднимает тучу белой пыли, все становится белесым и, должно быть, омерзительно скрипит на зубах. Но очень красиво…

Не знаю, зачем Антониони понадобились, кроме себя, еще четверо сценаристов - среди которых знаменитый писатель Тонино Гуэрра, актер Сэм Шепард и жена Бертолуччи Клер Пеплоу. Лишь первые 15-20 минут фильма - активная суета студенческих беспорядков конца 60-х. Дальше - сплошная медитация: пейзажи, пейзажи, психоделия, бренчание "Пинк Флойда" и "Грейтфул Дэд", очень много замедленной съемки…

Антониони всегда был ультрасовременных режиссером - просто с многолетнего расстояния в этом не всегда отдаешь себе отчет. Но его интерес к новшествам не выходил за рамки модных поветрий в искусстве, научных открытий, светских увлечений. Его герои всегда обитали в спокойных слоях бытия, и зрителю нужно было самому догадываться об историческом контексте - иногда легко, иногда с усилием. В "Забриски Пойнт" впервые появилась политическая актуальность. Никак, в сущности, не повлияв на методологию режиссера, она просто избавила зрителя от лишней работы.

Этот период продолжался недолго - "Забриски Пойнт" и "Профессия: репортер" (1975). (Ну, еще документальный "Китай" (1972), не принесший режиссеру ничего, кроме неприятностей.) Время было такое - увлекающее, вовлекающее. Помимо политической злободневности, эти работы роднит еще и попытка (попытка!) главных героев активно вмешаться в жизнь. И их гибель. (Раньше у Антониони разве что герой "Крика" погибал.)

Но, разумеется, главное осталось. Обманчивость бытия, бессилие персонажа в борьбе с судьбой и миром - вот что интересует Антониони. Его Марк хотя и радикал, но иного склада, нежели друзья-студенты, борющиеся за права и против бесправия. Он - конченый, ницшеанец, верит в сказки, а потому особенно опасен. Не моргнувши, достает пистолет, но полицейский гибнет от пули другого радикала. Вот тут начинается Антониони чистой воды. Ищут "белого парня", а наш герой угоняет легкий самолет и летит в сторону этого самого Забриски Пойнт, где знакомится с чертовски симпатичной девушкой Дарией… Он, как выясняется, вовсе не сбегал от правосудия - просто захотелось полетать. Да и вообще, ни он, ни мы так и не узнаем - какого именно "парня" искала полиция. Просто так карты выпали. Полетал, вернул самолет, получил пулю при посадке. Вроде за дело, а не за сомнительное убийство - хотя и не адекватно. Но опять же - сам участвовал в нагнетании страстей, все на понтах, полиция стреляет на малейший шорох… Замкнутый круг. Злой рок героев Антониони.

Чертовски симпатичная девушка, конечно, убита горем. И непременно вскоре станет радикалом. Она уже сейчас мысленно взрывает атрибуты "буржуазной цивилизации" (финал фильма ну совершенно в духе клипов и фильмов "Пинк Флойд"). Но вот выхода из этого круга режиссер не найдет ни сейчас, ни в "Профессии: репортер". И с чувством, надо понимать, собственного теперь бессилия, вернется к метафизическим изысканиям. Однако, внутренний покой уже не обретет.

Но об этом как-нибудь в следующий раз…

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Это Вы верно заметили, Игорь Галкин. Вообще, многое остается за кадром, заставляя зрителей домысливать сюжет самостоятельно. И МЫСЛЯЩЕМУ человеку нетрудно "увидеть" то, что остается "между кадрами". А кульминационная сцена - взрыв коттеджа? Это ж то, что происходит сейчас в заплывшей жиром Америке. И "изнутри" общества, и вне его. Антониони предсказал будущее Америки
Андрей

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования