Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Витгенштейн" (Великобритания-Япония, 1993)

Режиссер -
Дерек Джармен

В ролях -
Карл Джонсон, Майкл Гоф, Джон Квентин, Кевин Коллинз, Тильда Суинтон


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 7

Зрелищность - 7

Актерская игра - 8

 

Теперь я окончательно убедился, что о Джармене пишут люди, никогда его фильмов не видевшие. Вот о герое фильма: "…а когда плоть требует любви, отправляется в грязные кабаки, где "снимает" на ночь шахтеров". В "Витгенштейне" нет ни одного кабака, ни одного шахтера, а плотская любовь обозначена лишь двумя-тремя намеками, что, мол, да - существует. (Кстати, в "По ту сторону добра и зла" (1977) Лилианы Кавани показано, чем заканчивается для "голубого" поход в пролетарские кабачки.)

Фильмы и судьба Джармена всегда повергают меня в глубокую меланхолию. Скажешь: "Джармен" - и будто тянет ледяным сквозняком, космическим, стерильно нездешним. Жить с мужиком у ядерного реактора - хуже все равно не будет, СПИД. Ослепнуть, имея профессию кинорежиссера.

В данном случае, мне кажется, Витгенштейн интересовал Джармена не как очередной "предмет гордости" "голубого" сообщества (что имело место при выборе большинства его персонажей), а как Витгенштейн-автор попытки объяснить бытие в лингвистических категориях, доказать, что Слово было не только в начале, но и в середине, и в конце. (Тоже чувствуется сквознячок - попытка пусть и без треска, но провалилась.) Джармен, судя по всему, уже знал, что вскоре ему останется только слово, звук. Следующая (и последняя) его работа - "Blue" (!993) - это более часа едкий голубой цвет во весь экран и голоса Джармена и Суинтон. Галопирующая слепота ощущалась, надо понимать, еще во время работы над "Витгенштейном". Иначе ничем не объяснить столь ничтожное участие той же Суинтон - можно, перефразировав Платона, сказать, что нельзя судить о невидимой красоте.

И без того традиционно скудный набор джарменовских изобразительных средств стал здесь совсем нищенским (ср. с фрагментами-экранизациями из фильма "Мисима"). И теперь уже можно точно определить стилистику большей части работ режиссера - стилистика скетча. Стол, или стул, или кровать - и актеры. Здесь нет даже голых стен, хоть как-то структурировавших экранное пространство в, допустим, "Караваджо" (1986) и "Эдварде II". Все происходит на фоне кромешной темноты, откуда прибегают и куда снова исчезают действующие лица.

А Витгенштейн? Он был роскошным подарком для известного Григория Климова. Среди братьев и сестер - таланты, самоубийцы и клиенты самого Фрейда. И, наконец, сам - гений, гомосексуалист и явный параноик - приходящий в ярость при любой критике, но постоянно опровергающий самого себя. Умер достаточно рано, от рака … неудобно сказать … предстательной железы. Вообще, вокруг семейства Витгенштейнов немало легенд - о том, что у юного Людвига был тот же учитель, что и у Гитлера, а Равель, утверждают, написал свой Концерт для левой руки для брата Витгенштейна, покалеченного на фронте.

Теперь одной легендой станет больше…

А что еще сказать? Не знаю я, что еще сказать. 69 видеоминут парадоксов, афоризмов, формул одного из самых загадочных философов современности, его споры с Бертраном Расселом… Не то чтобы занудно (вовсе не занудно), а в самом деле - иногда непонятно, иногда не соглашаешься (помня, что мыслитель впадал в ярость при любом несогласии). Можно без особого ущерба пропускать мимо ушей целые монологи и диалоги. Все равно останется ощущение сквозняка - ледяного, упрямого, потустороннего сквозняка

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


В этой "критической" статье "можно без особого ущерба пропускать мимом ушей" целые абзацы


Любопытное открытие: попытка Витгенштейна доказать, что "слово было...", оказывается, провалилась. Надо же! Бедный Витгенштейн. "Покойся с миром, милый прах" - так кажется писал Руднев в своей незатейливой книжке для low-brow, за тебя все уже выяснили и решили. Что же, им лучше знать

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования