Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

«Конец насилию» (США-Германия, 1997)

Режиссер -
Вим Вендерс

В ролях -
Билл Пулман, Энди Макдауэлл, Габриэль Бирн, Лорен Дин


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 6

Зрелищность - 7

Актерская игра - 7

 

В свое время Вим Вендерс выпустил фотоальбом урбанистических ландшафтов. И эта его страсть если не опережает любовь к кино, то в значительной мере определяет содержание и форму его фильмов. Просто перечень их названий: «Серебряный город», «Лето в городе», «Алиса в городах», «Париж, Техас», «Токио-Га», «Небо над Берлином», «Заметки в блокноте об одеждах и городах», «Лиссабонская история»... Я просто таки уверен, что идеи фильмов появляются у Вендерса при разглядывании очередной архитектурной красивости - не может он допустить, чтобы она осталась незапечатленной на пленку и непоказанной всему миру. «Конец насилию», таким образом, обязан своим существованием сложнозакрученному хайвею где-то в Америке - там внизу, у его опор произошло загадочное преступление.

В пользу этой мысли говорит и то, что сама идея фильма глубоко вторична. Это смесь лейтмотивов трех популярных американских лент: «Робокоп», «Гранд Каньон» и «Шоу Трумана». Если кому-то такие параллели кажутся оскорбительными, можно отыскать в таком случае источник вендерсовского вдохновения в новеллах Роберта Шекли («Страж-птица», в частности).

Пересказывать сюжет этой работы не просто дело неблагодарное, но даже кощунственное. Прихотливая и неспешно выстраиваемая интрига не терпит пересказа, и даже несколько слов способны навсегда сгубить первое зрительское впечатление. Здесь даже нет главного героя, а есть несколько персонажей, между действий которых сюжет балансирует, и определить более важного среди них - затруднительно.

Правительство США разрабатывает новую секретную программу борьбы с преступностью, которая в какой-то момент сама становится, выражаясь по-американски, проблемой. Это, разумеется, не вульгарный робот-полицейский, а компьютеризированная система слежения (путь от «Робокопа» к «Шоу Трумана» - к реальности, подчиненной виртуальному диктату). Создатели программы сами сознают, что это выход лишь для борьбы с насилием в его привычных формах, но плохо, похоже, понимают, что их деятельность способствует зарождению новой ментальности, где насилие также видоизменяется. Один из героев - совершенно как в «Гранд Каньоне» Лоуренса Каздана (получившего, кстати, за него гран-при на Берлинском кинофестивале) - создатель кровожадных кинолент, свежайшая из которых носит название «Семена насилия» (а в послужном списке у него имеется работа с дебильным до умиления названием - «Замечательное убийство»). Такой акцент вполне типичен для Вендерса, это его вторая фенька - делать своих героев режиссерами, изобретателями каких-нибудь оптических приборов, у него постоянно в кадре объективы, экраны, мониторы, камеры...

Герой «Гранд Каньона» так и не испытал нравственного перерождения, даже лично пострадав от спровоцированной им тяги к насилию. Но изменение ситуации всего за несколько лет требует, по мнению Вендерса, принципиально иных выводов. Сегодня насилие стало настолько повседневным, что способно быть даже смешным - какова сцена похищения и готовящейся расправы наемными убийцами. Сегодня даже полицейский понятие «насилие» формулирует очень нетрадиционно: «Страх, отсутствие любви, эмоциональная месть». И герой-продюсер как бы совершает путешествие от одной составляющей этой формулы к другой. Такой путь способен навести на определенные мысли и заставить сделать практические выводы.

Режиссер, кстати, тех самых «Семян насилия», венгр, говорит внезапно: «Зачем я приехал в Америку? Мне нужно было остаться в Европе.» Режиссер «Конца насилию», немец, приехал туда, чтобы поставить твердый диагноз американской нравственной расплывчатости, диагноз стране, где, по выражению одного из героев: «Страх является главной статьей экспорта.»

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Спасибо, цитирую в дипломе

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования