Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Виридиана" (Испания-Мексика, 1961)

Режиссер -
Луис Бунюэль

В ролях -
Сильвия Пиналь, Фернандо Рей, Франсиско Рабаль, Маргарита Лосано


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 9

Зрелищность - 8

Актерская игра - 9

 

"Виридиана" - это центр симметрии, ось вращения всего бунюэлевского творчества. Во-первых, это практически первый фильм (23-й по счету), снятый великим испанцем с помощью испанских киностудий - до этого был только документальный "Лас-Урдес", изготовленный в 1932-м году. Во-вторых, это возврат к авторскому кино после почти 30-летней работы над коммерческими проектами в эмиграции.

И это первая работа в своеобразных трилогиях невероятно красивой мексиканской актрисы Сильвии Пиналь ("Виридиана", "Ангел-истребитель", "Симеон-пустынник"), оставшейся в истории кино только благодаря вкусу Бунюэля, и "старческого" триптиха Фернандо Рея ("Виридиана", "Тристана", "Этот смутный объект желания"). И второй фильм - что нас в данный момент интересует более всего - т.н. религиозной трилогии "Назарин"-"Виридиана"-"Симеон-пустынник".

Нужно обладать изощренным до извращенности умом Бунюэля, чтобы взять неправдоподобно красивую Пиналь на роль послушницы монастыря, готовящейся к постригу. По настоянию ее единственного родственника, Виридиана на несколько дней вынуждена вернуться "в мир". Во время сцены переодевания в цивильное зритель должен понять, что женщина с ТАКИМИ ногами не может быть монахиней - "мир" просто ей этого не позволит.

Родственник - дядя - стареющий чудак, постоянно проигрывающий единственные день и ночь своей семейной жизни (потом подобная сцена появится в "Дневной красавице"). Виридиана, чрезвычайно похожая на покойную тетку, единственный его шанс на призрачное счастье последних лет жизни. Но она предпочитает монастырь замужеству. Дядя накладывает на себя руки и героиня осознает, что, приведя к греху здесь, здесь же должна его искупить. Она собирает из всякого сброда коммуну, а в это время объявляется законный наследник - внебрачный сын дона Хайме, молодой человек весьма широких взглядов. Вскоре эксперимент с коммуной блестяще проваливается. Насильно лишенная своими питомцами девства, Виридиана уже окончательно отрезана от монашеской жизни...

Собственно говоря, вся религиозная трилогия Бунюэля базируется на одном постулате - относительности, и даже лицемерии христианского подвижничества (это не мое утверждение, а бунюэлевское). Проще говоря, если ты стоишь на сугубо христианской точке зрения, не учитывая особенностей и реалий света - ты обречен на провал. Бунюэль это иллюстрирует роскошной сценой - молодой хозяин обустраивает заброшенную усадьбу, а Виридиана со своими убогими молится. Они все живут за счет этого испанского Штольца (а-а-а!), да еще и презирают его. (Тут отличие - наш Обломов своего Штольца любил.) Работа или молитва. Важно именно это "или".

Хороша и другая сцена. Сам наследник, только что заклеймивший Виридиану за эфемерность попытки спасти "горстку из тысячи", пожалел собаку, волокущуюся на поводке за крестьянской повозкой. Купил. А навстречу новая повозка с новой собакой...

Финал у этой истории, конечно, печален - тут даже мексиканские продюсеры ничего не смогли сделать. Разочарованная и смирившаяся героиня направляется на хозяйскую половину - а что, вполне приятный джентельмен... Но что же она видит - там уже вполне по-свойски гостит служанка, крепкая, хорошо стоящая на ногах бабенка. Мораль: пока витаешь в эмпиреях, и жизнь пройдет, и эмпиреями сыт не будешь.

Ее, разумеется, не прогонят - усадят третьей играть в карты под новомодный рок-н-ролл. Кто знает, что у них там будет дальше. Скорее всего, так и будет...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


так вам понравился фильм или нет? просто интересно. мне - очень


Разумеется. Бунюэль мой любимый режиссер и фильмов, которые мне не нравятся, у него нет
Галкин


На самом деле, известно глумление Бунюэля над религией. Но зачем приписывать его фильму мораль, которой нет ни в этом фильме его,ни в других? Художник ставит вопросы, а не отвечает на них. И наче,он не художник. Вот критики, они любят отвечать на вопросы, которые им и не заданы


Смотрел с любопытством, но не так, что бы с ума сойти

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования