Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Про уродов и людей" (Россия, 1998)

Режиссер -
Алексей Балабанов

В ролях -
Сергей Маковецкий, Динара Друкарова, Виктор Сухоруков, Алеша Дё, Чингиз Цыдендамбаев, Лика Неволина


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 9

Зрелищность - 9

Актерская игра - 9

Купить этот фильм в формате
MPEG4
 

Режиссеру явно не хватает рамок и размеров одного фильма для исчерпания темы. Но это не упрек - просто к теме бережно относится. Вот даже "Брата" продолжил. А "Про уродов и людей" с первых же секунд заставляет вспоминать снятый семью годами раньше "Счастливые дни". То же умиленное перебирание граммофонных пластинок. Та же небольшая группа людей, странным образом обреченная на общение друг с другом и не менее странным - на изоляцию от всего остального мира. Тот же Петербург - с наконец выговоренным отношением к нему: "Мертвый город!", "Ненавижу этот город!". Лика Неволина и вовсе появляется едва ли не в той же позе и том же костюме, в которых последний раз появилась в "Счастливых днях". И та же черно-белая пленка. Вернее - с подходом: вначале пару минут черно-белая, а потом ("спустя, - типа, - 15 лет") - вирированная, коричнево-белая, на манер пролога и эпилога "Сталкера" Тарковского.

Черно-белое: первое появление на земле русской некого Иоганна. Первопечатник своего рода. В коричневой гамме - он уже культовая фигура, автор открыток садомазохистского свойства, с устоявшимся кругом распространения и собственной "командой". Не знаю - отчего во всех рецензиях всю вину возлагают на него одного. Да, он мгновенно пристрелит того, кто устроит малейший скандал. Но его помощник занимается похищениями людей. Его сестра невозмутимо доводит работодателя до инфаркта. Иоганн - главарь, но не демиург. Следует, правда, заметить, что Маковецкий здесь фантастичен, это его лучшая, на мой взгляд, роль. Скупейшая мимика тем не менее до того инфернальна, что вполне объясним произведенный персонажем эффект, остальные просто меркнут.

Вопреки идеально воссозданной атмосфере самого начала ХХ века, вся эта история больше напоминает "Судьбу барабанщика" Аркадия Гайдара, нежели прозу Брюсова, Амфитеатрова, Сологуба. И это снова не упрек. "Судьба…" - очень экзистенциальное произведение. И в ней, и в "Уродах" (и в "Счастливых днях") сюжетное, фабульное, удары розгами - не очень существенно. Существенны метафизический ужас, метафизическое одиночество - медленно, но неотвратимо охватывающие героев по мере того, как у них отнимают СВОЕ и подменяют это ЧУЖИМ. Здесь даже ни один назидательный, педагогический, так сказать, мотив не прочерчен до конца. Например, тот, о котором мы говорили в "Женщине-обезьяне": урод стремится к норме и наоборот. Публика на иоганновы сеансы ходит препочтеннейшая.

Здесь важно то, что произведенная подмена становится естеством, приятным естеством. Даже зловещий Иоганн после сильного потрясения поблек, завязал. А его благородный оператор продолжает заниматься порнографией. А один из сиамских близнецов (тут сло-о-ожная интрига!) насильно "подсаживаемых" на алкоголь, спивается вусмерть уже без принуждения. А деликатнейшая барышня Лиза - жертва очередного насилия, непосредственно садистского - вырвавшись на волю, первым делом идет в специфичное заведение, где ее сечет малый в кожаном облачении… Homini nihil miseries aut superbius (Ничего нет несчастнее и надменнее человека).

Лучшей рекомендацией фильму я считаю фразу моего друга, возвращавшего кассету: "Хороший фильм. Хороший мрачный фильм…".

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Мрачный, но очень нужный фильм



Балабанов мастер, художник!

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования