Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Подполье"
(Франция, при участии ФРГ-Югославии-Чехии, 1995)

Режиссер -
Эмир Кустурица

В ролях -
Мики Манойлович, Лазарь Ристовский, Мирьяна Йокович, Славко Стимач, Эрнст Стоцнер, Сердан Тодорович



Ссылки
 IMdB
 OZON
 Film Scouts


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 7

Зрелищность - 9

Актерская игра - 7

 

Все это похоже на анекдот: граната взрывается в руке, а вреда никакого; обезьяна стреляет из танка; люди сидят до 1961-го в подвале и думают, что наверху идет война…

А началось все, как это завсегда у Кустурицы, из-за бабы. И превратилось в балканский эпос, охвативший период с 1941-го по 1992 гг.

Фильм очень близко, неразличимо близко стоит к кощунству - по отношению ко Второй мировой войне, к Первой югославской. Ну, а над социализмом разве что слепоглухонемой не глумился.

Главные герои - белградские "медвежатники", за одного даже назначена награда. Но наступает 6 апреля 41-го, немцы бомбят город, и кумовья вскоре становятся героями сопротивления и "звездами" компартии. Оба влюблены в развязную актрису. Из-за нее-то один скрывает от прячущихся в подвале сообщение о победе, и счастливо живет наверху. "Подпольщики" слушают архивные и поддельные радиосводки, изготовляют оружие, а "верхний", став важным чиновником, оружием торгует.

В общем-то и все. Но канитель, получившая в 95-м "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, тянется 163 минуты. Каждый пустяшный поворот событий сопровождается у Кустурицы пьянкой во всех подробностях, песнями, плясками, ссорами и гусями. Оркестр сопровождает героев с купеческими замашками даже под водой…

"Пальмовую ветвь" фильм, конечно, получил в значительной мере за внутренние достоинства - это крепко, ладно, ярко, весело. В 95-м карнавалы Кустурицы еще смертельно не надоели (тем более - была передышка на "Arizona Dream"). Но внешний фактор, безусловно, сыграл свою роль - эдакая гуманистическая (на манер ОБСЕ) отстраненность, типа - "и чего пацаны драться полезли?!" Боснийские события отражены совсем кратко, но выразительно. И характеризуются фразой: "Хорваты убивают сербов, сербы убивают хорватов". Как в кутузке: "За что посадили?" "Да ни за что!" Не случайно один из героев велит расстрелять среди пленных только торговцев оружием, а остальных ведет в старый добрый подвал, как в Ноев ковчег, всячески подчеркивая, что он - ни за кого и ни с кем. Очень удобно (для ОБСЕ). Но - по идее - вылезут, опять подерутся. Что и произошло. И до сих пор происходит.

Хреновый философ из Кустурицы!

Он, похоже, и сам разочарован собственным утопизмом. Собрал нынче оркестр, компакт-диски выпускает. В 2001-м все-таки сделал фильм, но документальный - о музыкальных упражнениях своих друзей и себя самого. Не может его муза замолчать, когда пушки говорят. Но и то… Хоть под руку не лезет со своими "общечеловеческими ценностями".

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Мужик! Фильм отличный и смотрится на одном дыхании. Очень умная и темпераментная сатира. А если ты этого не понял - пожалуйста, не берись писать!!!!


Причислить Кустурицу к "общечеловекам"? Вот это сюр! Для понимания "Андерграунда" и творчества Кустурицы вообще надо иметь в виду три момента: ПЕРВОЕ - он по жизни панк, для него серьезность противоестествена. Если вы всерьез восприняли "Дом за вешанье" (правильнее "дом для подвешивания" или "подвешенный дом" а не "дом повешенных"), то мне вас жаль. Второе - этот человек ОЧЕНЬ, до безумия любит свою страну, он партриот до мозга костей. Вот только этой страны больше нет ("как это, нет больше Югославии?" - главная фраза в фильме и самя трагичная с точки зрения самого Кустурицы сцена). И в развале своей страны он винит не только хорватов, только сербов, только мусульман а всех, кто реально этому поспособствовал. Сам будучи специалистом по Югославии могу сказать - больше всех развалу поспособствовала сербская партэлита, в частности Милошевич. У нас очень любят порассуждать, что хорваты и мусульмане сволочи, а сербы невинные жертвы. На западе - наоборот. На самом деле все в дерьме, в белом один Кустурица и его единомышленники, считающие себя "югославами" даже после распада Югославии. ТРЕТЬЕ - людям в бывших югославских республиках в начале девяностых было очень хреново - стреляют, взрывают, нечего есть, зато очень даже есть что пить. По телевизору развалины и трупы. В этой ситуации Кустурица принимает принципиальное решение - снимать типа "смешное" кино, чтобы помочь людям начать улыбаться, увидеть смешные моменты в самой беспросветной отчаянной ситуации, дать людям веру в себя и в то, что "будет все хорошо". Для этого, собственно, и снималась "Черная кошка, белый кот". Да и "Андерграунд". И по поводу "стебалова", "гусей" и проч. Я не видел никогда ни в каком кино ничего более страшного, чем умирающая обезьяна в начале "Андерграунда". У меня о нее каждый раз мурашки по коже. А вы говорите "гуси"!
С уважением, Дядя Жора
u_zhora@rambler.ru


Ni odin kommnetarij Igorja Galkina ne ponravilsja.. Chto za vseznajuschij cinizm??


Так вот, посмотрел я Подполье Кустурицы. И если раньше насчет Кустурицы у меня были какие-то неопределенные сомнения-то теперь они оформились в твердую уверенность - Кустурицу я скорее всего больше смотреть не буду. Подполье-один из самых знаменитых его фильмов оказался полным отстоем если не сказать больше. Причем это не такой хороший но скучный и малоинтересный фильм типа которых снимали классики Антониони тот же. Нет фильм до безобразия прост он совершенно не скучен-как раз наоборот. Он источает просто тонны дешового бутафорского клоунского веселья. Видел Черную кошку белый кот - так это просто занудство по сравнению с андеграундом. Ну а теперь представь фильм снятый в типично для кустурицы духе - как сказано в одной рецензии Цель фильмов К-цы показать -Какие мы здесь все безбашенные. Эту цель Подполье достигло как ничто другое-башню срывает напрочь так вот те же актеры что и в кошке-роль у них один в один. Те же пьянки и цыганские всякие там напевы и танцы тот же национальный колорит. А теперь представь что идет вторая мировая война-а тут все шутят веселяться и поют рвутся бомбы и умирают люди а нам все пофигу-оркестр музыку смешно не правда ли. В общем большая часть фильма представляет из себя бесконечное пересказывание по кругу известного анекдота про то как партизаны в лесах до сих с фашистами воюют. Там то же самое-только люди в подполье двадцать лет сидели-там уже новая война началась а они все сидят. Сначала несмотря на некоторую аморальность приколов-все же хоть как бы и в шутку людей убивали и душили-то и пытали-то их так с юмором и забавно но все же как то неприятно немного было над этим смеяться-все же на войне людей взаправду убивают и ничего смешного в том нет. Потом стало не так смешно потом стало совсем не смешно потом что-то стало очень грустно на все это бесконечное пьяное застолье-веселье смотреть а позже я уже зевал во весь рот и даже пошел на кухню мыть посуду-это даже казалось интереснее чем смотреть на этот растянувшийся на три часа !!! анекдот. Причем большинство шуток были в совершеннейшей манере гоблина -ну сынок дайка тяте гранату. Только представь себе что у гоблина текст и картинка бы совпадали. То есть тот же Властилин Колец визуально не был бы серьезен и текст cоответсвовал бы кривляниям героев на экране. Последний час фильма представляют из себя что-то настолько бессмысленное и бессвязное с такими жалкими потугами пошутить что в этом видится и прямо что-то сюрреалистичное и даже мистическое-настолько непонятно творящееся на экране. Ну а от напускного шутейства и веселья героев уже просто тошнит. В общим самым бы правильным решением было бы выключить телевизор и не тратить по пусту время в зеваниях на экран но я каким-то все же чудом досмотрел до конца где были сказаны гениальные слова -ЭТОТ ФИЛЬМ НЕ ИМЕЕТ КОНЦА ....от себя добавлю как и начала тоже. А где оно конец или начало пьянства и бессмысленного веселья непонятно. Что наиболее мне запомнилось так это постоянно повторяемое главным героем-А фашисты-гады они во всем виноваты-(это типа шутка такая) Ну а вот если в реальной жизни сам Кустурица участвует в неком проекте имеющим отдаленное отношение к мызыку и называющееся No Smoking Orchester-так вот этот оркестр может и для некурящих но уж точно для пьющих причем очень много а потом долго кричащих и визжащих в пароксизмах необъяснимой радости. Есть мнение что Аризонские мечты-это уже не есть истинный Кустурица это уже К-ца американизированный голивудский и все такое а что истинный кустурица это вот подполье и типа того. Так вот на мой взгляд если и снял кустурица хотя бы один по настоящему хороший фильм-так это аризонские мечты и есть а все остальное по моему оставляет желать лучшего и все же жалко разочаровываться в человеке чье творчество казалось и не таким уж простым а с другой стороны таким понятным и доступным и главное интересным-и так очень мало действительно хорошего кино которое хорошо не как произведение искуства-совершенное но чуждое тебе а именно как что-то близкое и понятное


Не понял, а почему в разделе "кино не для всех" сплошь комментарии жлобоватого Галкина. Других что-ли не нашлось? Он у вас что, как в песне поется: "Мы трудную службу сегодня несем..." А фильм, Галкин, как бы это тебе сказать, просто вышак


Мой комментарий относительно "Андерграунда" на этой станичке уже имеется, но не прореогировать на поток сознания гражданина не лбящего пить, петь и употреблять знаки припинания, зато любящего мыть посуду я, чисто по человечески, не мог. Итак: в 1989-94 гг. я находился в городе-герое Белграде, совершая время от времени вылазки в места, граничащие с линией фронта (не совсем уместно в данном случае слово "линия", но, тем не менее...). Я могу засвидетельствовать, что кроме транс'европейских тоннелей Кустурица не придумал ничего - то, что наш енот-полоскун принял за тупые гэги в духе цукера и абрахамса, это, типа, правда балканской жизни. Стреляют от радости в воздух, от злости в соседа, перекусывают провода под напряжением зубами, плачут на свадьбе и смеются на похоронах - ОНИ ПРАВДА ТАК ЖИВУТ. Один мой белградский приятель, поссорившись с женой, вырвал страницу с печатью из загса из паспорта и спустил в унитаз. На глазах жены, тещи и тестя. А тесть его был мент и все соседи менты - дом ментовский был. Так они его повязали и в камеру на двое суток - за хулиганство и порчу государственного имущества (то есть паспорта). Друга звали (да и сейчас зовут) Синиша, в конце концов он развелся и сейчас живет в Москве. А вы говорите, - гранату кидают, провод перекусывают... Я тут читал рецензию на фильм "Бочка пороха", где автор написал, что это фильм вторичный, типа перепев такой Андерграунда, только хуже, и вообще непонятно, зачем после Кустурицы снимать о том же, о чем Кустурица и в манере Кустурицы. Так вот, это фильм не "типа как Кустурица", а "типа как жизнь на Балканах". Что касается тупых диалогов, то это исключительно вина наших бездарных переводчиков (меня не позвали!). В оригинале язык невероятно сочный и красочный. К стати, фильм снят по книге "Была когда-то где-то одна страна...", отличная книга, которую наши тупые переводчики не переводят, а переводят тупого павича, которого я сейчас сложу в авоську и отнесу в районную библиотеку, потому что мне на него уже смотреть тошно. А вообще один любит арбуз, а другой свиной хрящик. Кому-то нравится красивый американский фантик, в который завернут "Аризона дрим", а кому-то нравятся песни, пляски и стрельба, и гуси, и провода перекушенные...
Дядя Жора


Сначала я посмотрел киновариант этого фильма, и он меня не привёл в восторг. Потом посмотрел телевариант, так называемую полную режиссёрскую версию (5 часов), и она разочаровала меня ещё больше. Например, фильм Ингмара Бергмана "Фанни и Александр" я смотрел в двух версиях (3 и 5 часов). Полная версия гораздо лучше сокращённой, ничего не нужно было оттуда убирать. Это была вунужденная мера, так как фильм показывался в США и получил 4 Оскара, но не получил за режиссуру и сценарий, что совершенно несправедлтво. Там вообще не любят длинных фильмов и заставляют режиссёров сокращать их, так как обеспокоены только сборами и показать полную версию там практически невозможно. Сказать такое про "Подполье" явно нельзя. Фильм настолько перегружен музыкой в кадре и прочим, что это совершенно надоедает. Форма довлеет над содержанием. И не только это. Фильм какой-то неубедительный. В телеверсии показаны два возможных варианта, и второй ещё хуже первого. Там героев то убивают, а потом они появляются вновь, как ни в чём не бывало. В "Чёрной кошке, белом коте" тоже лежали на чердаке два трупа и потом ожили, но там была хоть какая-то убедительность, а здесь её нет никакой. Конечно, это аллегория, и можно сказать, что я ничего не понял, но меня это совершенно не убедило, события показаны бессвязно. Несомненно, лучший фильм Кустурицы - "Дом для повешенья", там нет ни одного лишнего кадра. Читал статью Андрея Плахова на "ОЗОНе", где было написано, что фильм немного затянут. Абсолютно не согласен. Про "Подполье" особо хвалебного там не было написано. Говорилось, что фильм проседает под барочностью - это точно. Также он сравнивался со "Сладкой жизнью" Федерико Феллини, что между ними есть общее. Абсолютно не согласен. "Сладкая жизнь" - прекрасный фильм, и он меня очаровал с первого просмотра. Сначала я подумал, что фильм хороший, но "8 1/2" (я его смотрел раньше) - лучше. Я теперь я не могу сказать, какой из них я люблю больше. Золотую пальмовую ветвь "Сладкая жизнь" получила совершенно заслуженно. Хотя я читал, что продюсер сказал Феллини, посметрев фильм: "Федерико - мне стыдно твкое показывать людям, хуже фильма я не видел". А когда фильм имел успех, он ему сказал: "Ты же понимаешь, Федерико, что всё равно я прав, фильм дерьмовый - просто люди ничего не понимают". Тем не менее, это был самый кассовый фильм Феллини, и продюсер хорошо погрел себе на нём руки, а Феллини получил только 50 тысяч долларов (продюсер подарил ему золотые часы). Кассовости фильма способствовала скандальная репутация, хотя Феллини говорил, что не стремился делать скандального фильма. Фильм был осуждён Католической Церковью. Я в нём не увидел ничего скандального. Да, есть вольное обращение с религией, но Феллини не был атеистом, как Бунюэль (мой любимый режиссёр), он просто был не во всём согласен с Церковью, с религиозными догмами и теми несвободами, которые они несли. Мне нравится Андрей Плахов, я люблю смотреть его передачи, читать рецензии, но здесь вынужден не согласиться. С вашей рецензией согласен, хотя не всегда с ними соглашаюсь. Кустурицу называют югославским Феллини, но последний мне нравится больше. Тем не менее я являюсь поклонником Кустурицы, и мне нравятся его фильмы, но "Подполье" меня разочаровал. Не понимаю, за что ему дали Золотую пальмовую ветвь, только как часто её неизвестно за что дают. Недавно прочитал статью, в которой американцы говорят, что это худший фестиваль за последние 30 лет. Да, фильм пронизан болью по поводу распада Югославии. Ну и что. Возможно, это послужило необъективной причиной для его оценки. Фильм просто оказался в нужное время в нужном месте. Так же в фильме меня раздражал Петр Попара Чёрный (не знаю, то ли сам персонаж, то ли Лазарь Ристовский, я его видел в другом фильме, где он играл примерского типа, и он меня там тоже очень раздражал) - всё время хотелось, чтобы его убили. Несомненно, в фильме есть замечательные кадры, но его это не спасает. Всё время дудят в одну дуду. Фильм, в принципе, ничего, посмотреть его нужно, но пересматривать такой фильм мне не хочется. Всё!!!

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования