Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Взгляд Улисса"
(Греция-Италия-Франция-Германия, 1995)

Режиссер -
Тео Ангелопулос

В ролях -
Харви Кайтель, Майа Моргенштерн, Эрланд Юсефсон


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 6

Зрелищность - 7

Актерская игра - 8

 

Ангелопулоса называют "священным медведем европейского кино". Наверное - по делу. Потому что с 1986 года он заполняет важную нишу европейского кинематографа - так называемое "неврастеничное кино" (это мой личный и субъективный термин), выдающимися представителями которого являлись Антониони и Тарковский. (Антониони молчал с 1982 г., "развязавшись" как раз в 95-м - и неудачно. Тарковский умер в 86-м, так что девять лет греческий интеллектуал был единственным, неповторимым и желанным для определенной категории кинозрителей.)

Поясню. Неврастеничное кино - это когда: никто не отвечает на вопросы, любой разговор заводится вдруг и безо всякой связи с предшествующей темой, ни с того ни с сего персонажи плачут навзрыд, сводят счеты с жизнью и проявляют немотивированную агрессивность, и т.д. А финал обычно порождает мысли, что в видео- или кинопрокате просто отрезали концовку по причине недостающего метража.

С мэтрами Ангелопулоса роднят и вполне конкретные моменты: в данной работе использованы фрагменты из новелл известного масона Тонино Гуэрра, писавшего сценарии для обоих упомянутых классиков, одну из ключевых ролей играет швед Эрланд Юсефсон, работавший в "Ностальгии" и "Жертвоприношении" Тарковского, а сюжет "Улисса" помимо незначительных изгибов копирует ту же "Ностальгию" - один художник ищет следы другого художника-соотечественника, затерявшегося в чужих палестинах. В данном случае - эмигрант вернулся домой, дабы найти непроявленные пленки пионеров греческого кинематографа. (Скажу честно: не знаю - реальные ли исторические фигуры братья Манасисы или красивый вымысел...)

Еще одна особенность "неврастенического кино" - полная его абстрагированность: от национальных, религиозных, родовых, нравственных и всех прочих соображений. "Взгляд Улисса" начинается с "наката" на "местных религиозных фанатиков". А какие фанатики в Греции? Известно - православные. (Кстати, ортодоксальная Греция порождает и самых антихристианских деятелей - например, писателя Н.Казанцакиса, по роману которого был снят одиозный фильм "Последнее искушение Христа".) Затем такое-эдакое-никакое путешествие по миру бывшего социализма - с его "абсурдными" фетишами и логикой, а в конце концов - Сараево того же года, с его "бесполезной" войной. У этой братии всякая война - бесполезная. Не существует для них, опять же, никаких высших соображений - исконных, сермяжных, родных, кровных, сакральных, "наших бьют" - в конце-то концов... (Пусть меня проклянет большая половина человечества, но если во время войны расстреляют десяток таких Ангелопулосов - война окажется зело полезной и обоснованной...)

Невзирая на все туманности, двусмысленности и многозначительности, трудно не заметить политической актуальности работы, большая часть которой протекает в декорациях разрушенного Сараево. (В то время это было модно и тему поднимали такие знаменитости как Жан-Люк Годар - "Моцарт навсегда" - и Эмир Кустурица - "Подполье".) Там будто завязался узел всех проблем и их решений конца века. И именно там находятся искомые ролики, именно там живет престарелый эксперт по вопросам фото- и кинохимии, именно там герой наконец смиряется с тем, что он гетеросексуальный и перестает убегать от юной красавицы, которая в разных ипостасях встречается ему во всех углах Европы. Заканчивается все, впрочем, трагично и - опять же - не совсем понятно...

Такую продукцию иногда смотреть в буквальном смысле физиологически неприятно - из-за упомянутого ощущения, что тебя развлекают зарисовками из жизни шизофреников. Но кино на то и кино, что у него есть масса обольщающих методов. Достаточно навести камеру на какую-нибудь незначительную деталь и держать ее весьма долго, как появляется ощущение гипнотичности, вот именно обольщения ракурсом. Ты начинаешь видеть в предмете или пейзаже того, чего там и в помине нет. В трехминутном прикуривании - символику каких-то космических и космогонических процессов. И возникает эффект, как писал поэт Давид Самойлов о фильмах Тарковского, когда банальность превращается в многозначительность.

Вот эта напичканность зрительских мозгов и душ недорешенными до конца вопросами и неразрядившимися эмоциями вполне смиряет с дурацкими финалами и даже оставляет после себя приятные ощущения...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Товарищу Галкину: непонятно только зачем выкладывать в сеть и выдавать свое личное мнение за содержание фильма. По-моему, брызгать слюной в Интернете - это дурной тон. И неспособность нескольких человек понять смысл картины еще отнюдь не говорит о ее качестве. Тем более, о режиссере. Если Вам лично что-то непонятно, то это означает только то, что Вам это непонятно и ничего больше!.. И делать далеко идущие выводы - это, кстати, признак той же неврастении, в которой Вы обвинили трех великих режиссеров 20-го века. Я смотрел фильм Ангелопулоса "Вечность и один день" и считаю его достойным преемником Антониони. А пассаж по поводу расстрела - это уж, простите меня экстремизм (мягко говоря) и это надо лечить (хотя и лечится это трудно). Я бы на месте редакторов просто не разрешал помещать такие убогие рецензии - они как-то не поднимают общий интеллектуальный уровень сайта (если правомочно говорить о таковом). А уж трогать Тарковского - это даже не смешно, и даже не "слон и моська", а скорее, "слон и мошка"
Алекс


Смотрел Взгляд Улисса, и он мне совершеннно не понравился, согласен с автором рецензии. Однако я не стал бы ставитm Ангелопулоса в один ряд с Антониони и Тарковским, у последних фильмы гораздо более адекватные? про Антониони я бы даже сказал - понятные. Вообще, странно, почему этот греческий режиссер настолько уважаем и всячески обласкан так назваемыми кинолюбителями, действительно псевдоинтеллектуальное кино с обилием эстетских зарисовок
АлРоз

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования