Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Угорь" (Япония, 1997)

Режиссер -
Сехей Имамура

В ролях -
Кодзи Якусе, Миса Симицу, Мицуко Байсе, Акира Имото, Фудзио Тсунета



Ссылки
 IMdB
 OZON
 ПремьерВидеоФильм
 ВидеоГид
 Киноизм
 Максим Воловик


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 7

Зрелищность - 8

Актерская игра - 7

 

Имамура - редкий продукт для наших широт. Даже удивительно, что кто-то рискнул его выпустить на VHS или DVD.

У японского классика есть две особенности. Во-первых, все его фильмы имеют привкус если уж не прямой патологии, то некой интригующей странности. Достаточно посмотреть фильмографию: "Свиньи и броненосцы", "Красная жажда убийства", "Глубокая жажда богов", "Сутенер"... Во-вторых, все они очень ясные, прозрачные, светлые - в буквальном смысле: всегда большой объем, глубокая перспектива, кадр совершенно не загроможден, любит небо, водную гладь, луга... Тихо так все, благостно. Посему и эффект неадекватный - если тихо, с поклонцами (а вокруг травка, бабочки, фигня бамбуковая на сквознячке постукивает), то какая ж патология?!

Вот зарезал герой жену, зверски, исступленно (аж объектив красным заволокло), отсидел восемь лет, а потом все как-то на комедию начало смахивать, на грузинскую или французскую. Вяло ругаются, подолгу пьют и болтают глупости, рыбачат - никакой трагичности и даже драматичности. Герой - вроде бы хладнокровный убийца - за все оставшееся время позволил себе только одно проявление насилия, ввязался с друзьями в драку. Ну, ей-Богу, как в фильмах Чаплина снято, предельный контраст с убийством жены. Как будто сознательно стремился режиссер все сгладить, все нейтрализовать, все смягчить.

Почему, собственно, "Угорь"? Животина оная, конечно, в фильме имеется - но как-то сбоку, между делом. В тюрьме позволили держать в бассейне, дома ее в аквариум герой поместил. С людьми редко словцом обмолвится, а с угрем ежевечерне, после работы беседует. Зритель в течение фильма узнает об угрях, пожалуй, все. Целая лекция вскладчину получается. Все это, надо понимать, должно навести на мысль об определенном кармическом сходстве героя и его любимца. Эдакий человек-угорь (но без русских уничижительных коннотаций этого существа). Рецидивы пантеизма в современной Японии. Ежели кто помнит шедший в советском прокате имамуровский "Легенда о Нараяме" (1982), наверняка вспомнит и тактический прием режиссера - перед каждой сценой непременно показывать аналог происходящему из жизни неодушевленной природы. Онтологическое, так сказать, подобие подчеркнуть. Мир он эдаким образом воспринимает. Так что с категорией "патология" тем более нужно быть осторожней.

Ну и, честно признаюсь, кое-что я откровенно не понял. Автор то и дело подчеркивает, что под влиянием сильных чувств (да и странностей психики) у героя могли быть галлюцинации, наваждения - начиная с мнимого любовника жены... Но вот что именно было галлюцинацией, да и были ли они на самом деле или нет - это я твердо не установил. Списал все на загадочность японской души, среди разновидностей которой встречаются и люди-угри.

Зато есть о чем подумать во время повторного просмотра. А это одно из первейших достоинств предмета искусства.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования