Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Тупик" (Великобритания, 1966)

Режиссер -
Роман Поланский

В ролях -
Лайонел Стэндер, Дональд Плезенс, Франсуаза Дорлеак, Джек Магауран


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 9

Зрелищность - 8

Актерская игра - 9

 

То, что Поланский снимал в 60-х, непохоже ни на что другое в мире. И одновременно непохоже друг на друга.

"Тупик" - двое гангстеров, проваливших какое-то дело и получивших по пуле, попадают на диковинный островок. Он, собственно, островок только во время прилива, а когда спадает вода - вполне приличная автострада с линиями электропередач появляется. На нем замок, в котором, утверждается, творил Вальтер Скотт. А сейчас живет ушедший от дел бизнесмен, ныне художник-графоман, и его стервозная жена-француженка, изменяющая мужу с любым половозрелым гостем.

Ладно бы автор пустил в ход какую-нибудь агатакристивщину - смоделировал бы вариант знаменитого "стокгольмского синдрома", или распустил бы махровым цветом пороки героев, всплывшие наружу в экстремальных условиях, или - что непременно сделал бы американец - вывернул ситуацию наизнанку, когда гангстер оказывается практически святым, а мирный обыватель - вурдалаком… Не дождетесь!

Один из захватчиков в первую же ночь дает дуба. Оставшийся тут же напивается с хозяевами. Потом появляются какие-то гости, чей отпрыск 6-7 лет - самый чудовищный персонаж фильма. Гостей посылают … на материк, а затем пристреливают гостя из его же пистолета не потому что в состоянии аффекта, что эти самые пороки получили возможность проявиться, а потому что достали, перешли некую черту, после которой всякое терпение иссякает.

В остальном - все более чем банально. Обычный страх, обычные компромиссы под дулом пистолета, обычное шкурное желание вернуться в привычное русло жизни - иногда и про оружие забывают, и оно валяется где попало. В принципе - все намеченные выше сюжетные варианты в зародыше присутствуют, но о них тут же забывают, как и об оружии. Никакой морали, никакого назидания, ни малейшего повода для того, чтобы дамочки в кинотеатрах до синяков захватали руки своих спутников.

И складывается впечатление, что персонажи, как и зритель, не сделают для себя в дальнейшем никаких выводов, ничего - ну, то есть, абсолютно! - в их жизни потом не изменится. Только вот пацаненок - гад! - разбил редчайший витраж.

Меня не отпускает мысль, что Поланскому, обладающему врожденным чувством формы, в этот период еще нечего было сказать. Ну не искусство же ради искусства? Хотя…

Хотя - у нас в конце концов есть возможность узреть актерскую виртуозность в чистом виде. Гениального, на мой взгляд, Лайонела Стэндера в роли гангстера - я даже слышал о нем редко, не то, что видел. Практически гениального Дональда Плезенса - в 70-80-х его подло вытеснили в сферу фильмов ужасов и бондиану - что по любым меркам второй сорт. Родную сестру Катрин Денев Франсуазу Дорлеак (их настоящая фамилия), практически с первой роли ставшей легендарной, но рано ушедшей из жизни. Кое-кто уверяет, что она запросто затмила бы младшую сестру в ее нынешней славе - с чем я в корне не согласен. Конечно, бывают и солнечные затмения, но с Денев это невозможно. Второй раз в жизни появилась на экране нежнейшая Жаклин Биссет (в титрах ее еще фамильярно называли Джеки - как какую-нибудь жену Кеннеди). Дебютантке доверили всего две-три фразы - ее героиня реагировала только на модные тряпки, безошибочно ставя диагноз о происхождении и месте покупки. Я знаю достаточное количество таких форм существования белковой материи - могу подтвердить гениальность воплощения.

А впрочем… А впрочем, мы, возможно, находимся уже в дремучей стадии своеобразной наркомании - подавай то бронебойный идеологический посыл, то перекрученную словно телефонный шнур интригу, как в фильмах Дэвида Финчера. А нормальное кино (из-за ломок) уже воспринимаем как "вторяк", как "искусство ради искусства".

(Что-то я с терминологией перемудрил…)

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования