Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Последнее метро" (Франция, 1979)

Режиссер -
Франсуа Трюффо

В ролях -
Катрин Денев, Жерар Депардье, Хайнц Беннет, Жан Пуаре


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 6

Зрелищность - 7

Актерская игра - 8

 

Вообще-то об элитарном кино французского производства и рассуждать как-то неловко. Элитарным там занимаются очень редкие, но отъявленные маньяки, вроде Жан-Люка Годара. Французская элитарность - это глубина, тонкость и изысканность национального мейнстрима (и по такому принципу у них каждый третий фильм - элитарный).

Я помню роскошную фразу, сказанную одним любителем кино на московском фестивале (а там народ собирается привередливый!), после вопроса: "Ну как тебе новый Тавернье?" "Да как... Французские фильмы нужно смотреть дома, без суеты, в кинотеатре, смаковать все эти тонкости. А тут..."

Один из ранних фильмов Франсуа Трюффо - "Жюль и Джим" - входит в пятерку "фильмов всех времен и народов" (с этим согласились даже американцы). Но пятерку определяли кинокритики и киноведы. А вот народную, так сказать, славу получил "Последнее метро". (По мне - пардон - так "Жюль и Джим" разве что на пятидесятку тянет.) "Метро" стало мифом, символом, потаенной фантазией европейского кино (особенно для советского, многим обделенного люда).

В фильме, к сожалению, есть сильно раздражающий элемент. Невероятно раздражающий. Еврейский вопрос. Даже не сам вопрос, а его творческое, не побоимся этого слова, решение...

Действие закручено вокруг театра, руководитель которого, еврей, нынче в бегах. А жена-француженка вынуждена ради сохранения театра контактировать с театральным критиком-коллаборантом. Ну и Бог с ними. Не такое терпели зрители других национальностей... Но слово "еврей" звучит в фильме приблизительно каждые 15 секунд. "Еврей, еврей, еврей, еврей..." Если бы это не произносилось, а высвечивалось на экране, редкого зрителя не хватил бы приступ эпилепсии. (Параллельно в сюжете отрабатывается еще и линия терпимого отношения к лесбиянству. Почему-то все время еврейская тема и сексуальные меньшинства увязываются в один узел. Вот вопрос!)

Директор, собственно, не в бегах, а отсиживается в подвале родного театра, руководя оттуда репетициями нового спектакля. Блестящая находка! (Замени его на бойца, положим, Сопротивления - и никакого тебе аллергического эффекта.) Находка тем более блестящая, что в театр приходит новый актер на главную роль, в которого хозяйка немедленно влюбляется, но виду не подает. И действие фильма распадается на два уровня. Подвал, вынужденная изоляция, искусственный свет - и воздействовать оттуда можно только на такое же искусственное создание, спектакль, все более и более отходя от реальной жизни. И сцена, где невзирая на плоские декорации, эта жизнь находит себе отражение и применение. Красавица Денев поневоле начинает любить вот этого, рядом стоящего и хорошо освещенного, которого, в принципе, можно и не скрывать от окружающих и не стыдиться (пусть даже временно). На каждом из уровней происходит своя органическая удача и своя чужеродная неудача. Спектакль становится событием, но уходит любовь от постановщика-подпольщика. Под другого ложится самая прекрасная женщина в истории человечества (за это буду стоять горой!), а карьера срывается из-за жизненных, актуальных обстоятельств.

После войны, правда, status quo восстанавливается. И тут героиня испытывает некий дискомфорт, не зная, чему и кому отдать предпочтение. Так она и занимает место в финальных кадрах между двумя своими мужчинами, крепко сжимая руки обоих во время выхода "на бис".

Это глубоко символично. Франция, как ни кощунственно это будет звучать, так ни фига и не поняла драматичности произошедшего в 40-х годах. Ее фильмы о Второй Мировой кажутся трагифарсом по сравнению с фильмами СССР, Польши, Италии, Германии на ту же тему. Она как тогда, так и сейчас вот так же стоит между двумя началами, не зная - чему и кому отдать предпочтение. Все здесь предельно эстетично, пристойно и даже куртуазно. Русские жертвы уже перевалили за пару миллионов. А во Франции идет насыщенная культурная жизнь - фильм насквозь пронизан аллюзиями из жизни парижской и берлинской богемы: висят плакаты с изображением Эмиля Яннингса, поминаются концерты Эдит Пиаф, фильмы с участием Жана Габена и спектакли с Мишелем Симоном, режиссер в подвале выстраивает сценическую конструкцию "Волшебной горы" Томаса Манна и пр., и пр., и пр. Такое впечатление, что смотришь не фильм 79-го года, а военные работы режиссеров-коллаборантов Марселя Карне и Жака Дювивье.

Это-то и подкупает... Потаскуха, а пахнет хорошо, а ножку изящную в разрез кажет, а кружевца какие-то дурацкие нос щекочут, как у той же героини Денев (невозмутимо трахнувшейся между двумя любвями еще с каким-то третьестепенным персонажем).

Как говорил еще один француз, Анатоль Франс: "Для порока не нужно оправдания - он приятен сам по себе."

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


В фильме, к сожалению, есть сильно раздражающий элемент. Невероятно раздражающий. Еврейский вопрос. Даже не сам вопрос, а его творческое, не побоимся этого слова, решение...
Браво! дальше рецензию читать не стал, лучше посмотрю другой фильм Трюффо :))) ну не могу я смотреть ничего про НИХ, хоть убейте
Ник


Элитарно. Элитарные.Элитарнейшие.Элитарненькие! и страница и комментарии. браво! Сюда я больше ходить не буду, поищу что-нибудь менее элитарное. Вика Бурштейн. Фамилия нерусская


Неужели мало сайтов и других мест, где можно высказать свои варварские взгляды? это относитя к анонимному автору первого комментария. Рецензия однако тоже неадекватная. Вероятно, у автора определенные комплексы, если его так раздражает еврейский вопрос. А потом, почему Вас так раздражает, как французы показывают войну? Они ее показывают так, как ее пережила их страна, как они это чувствуют. Думаю, это им виднее... Не стоит учить французского режиссера, как ему снимать фильм про свою страну...
Анна

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования