Цифровые системы
  Гостевая книга  Форум Поиск по сайту
 
Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Другие рецензии Релизы Ролики Биографии Ретро

Триумф воли/Triumph des Willens (Германия, 1934)
 


Лени Рифеншталь



Ссылки
 IMdB
 Yahoo! Movies
 Movies.com
 Rotten Tomatoes
 kinomag.ru
 Peoples.ru
 Riefenstahl.org


Оценки

Общая - 7

Зрелищность - 8

Ваша оценка
Рейтинг 7.5 при 45 голосах.

Триумф воли на KINOMAG.RU  


 


Сумасшедшее кино. Сумасшедшая эпоха.

Я горд тем, что родился и прожил большую (пока что) часть жизни в ХХ веке. Он мог быть великим и величественным. ХХI-й начинается с убогой голливудской жвачки и самодурства меняющихся, как презервативы, американских президентов. И смены парадигмы не предвидится.

Кто-то из моих юных знакомых сказал: "А что тут вообще смотреть? Маршируют и только...". Ну да, маршируют СС, рейхсвер и гитлерюгенд, толкают речи вожди Третьего Рейха, народ ликует и выбрасывает руки вверх - все довольно однообразно. Можно назвать это - динамичная статика. Или - статичная динамика. И - по мне - фильм весьма затянут, 114 минут, почти два часа. Но все это - недовольство кинофила. "Триумф воли" имел вполне актуальные задачи, которые нас совершенно не волнуют. Например, нейтрализовать недовольство партийцев расправой над СА, для чего потребовалось вставить целую речь Гитлера. И если уж после всего этого "Триумф" интересует кинофила, то...

Фильм просто стал за прошедшие годы жертвой журналистских бонусов: живописали подробности съемок, сравнивали показанное с другими пропагандистскими шоу и фильмами. И все это экстраполировалось на сам фильм, еще не виденный. Ожидалось нечто грандиозно-зрелищное, вроде "Матрицы".

А все, выражаясь вульгарно, дешево и сердито. День Партии, ежегодно отмечавшийся в Нюрнберге, приуроченный к нему съезд НСДАП, череда выступлений, смотров, парадов, церемоний. Двухчасовая хроника. Никакой авторской позиции и накачки. Качают только Геббельс и Шпеер. Иное дело, что красавица Рифеншталь находила такие точки съемок, сочиняла такие технические решения, обладала таким талантом монтажа, что и сейчас голова может закружиться, хотя многое выглядит в ХХI веке анахронизмом. (Меня совершенно умилил и восхитил кот, сидящий на подоконнике под флагом со свастикой - созерцает, мол, проезд фюрера по улицам.) Ну и, понятно, что настолько выложившегося режиссера после войны в покое оставить не могли. Хотя, с моей точки зрения, на Нюрнбергский суд нужно было тащить Фрица Ланга - раз уж непременно требовался деятель искусств для комплекта.

Поскольку всю эту историю я знаю глубже, чем могут предложить работы Рифеншталь с одной стороны и бредовая писанина Эли Визеля с другой, то меня более всего интересовало "видео", ну типа: "Я ему в глаза хочу посмотреть". Более всего мне был интересен Гитлер-актер, Гитлер-артист: пластика, мимика, жестикуляция, интонации.

Из этого хрестоматийно-вгиковского набора фюрер создал себе такую ауру, подобная которой имелась лишь в лучших ролях Марлона Брандо, столь же высоколобого, орлинноносого, но несравненно более привлекательного и атлетичного. И никаких выпученных глаз, истерик, надрыва. Гитлер на трибуне - это дирижер, чей оркестр - Германия. Отдельные движения, я полагаю, он и позаимствовал у дирижеров, слушая своего любимого Вагнера.

Существует фарисейское мнение, что в период гитлеризма Германия не создала ничего заслуживающего внимания в области искусств. Возможно. Новостройки были уничтожены авиацией США и Великобритании (какой знакомый стиль...), большинство киноработ до сих недоступно широкой публике, литература откровенно шельмуется... Но пусть даже среди всего этого нет шедевров. Просто бывают эпохи, когда талант не концентрируется в отдельных произведениях или отдельных авторах. Он широко разливается в народе, в жизнетворчестве огромных людских масс, создавая эстета-вождя (эстеты ведь всегда жестоки и кровожадны), создавая завораживающую красоту ночных митингов, полыхающего моря знамен, тысяч вскинутых рук - предвестников грядущей всемирной резни (почему-то никто не вспоминает о том, что античность была кровавой эпохой, а Сократ - весьма доблестным воином, на счету которого изрядное количество убитых противников). Создавая, в конце концов, фильмы Рифеншталь - их одних хватает для полного опровержения разговоров о бесплодии гитлеризма.

Вопрос - заслуженное ли наказание понесла после войны Рифеншталь? - я считаю идиотским. Незаслуженное! Она могла быть более убежденным национал-социалистом, чем сам Гитлер, но судили-то ее за кино! (Да еще за то, что Геббельс испытывал к ней сексуальное влечение.) Судили за фильмы, в которых не прозвучало ни единого слова от автора. А уж то, что предвоенная Германия перед объективом была грозной и завораживающей - не ее вина.

Игорь Галкин

 

 

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
[an error occurred while processing this directive]


Браво! (в большей степени автору рецензии...)

Ваш комментарий



 
Все рецензии рубрики "Элитарное кино"  
 
 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования
  • Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (16)