Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Тристана" (Франция-Италия-Испания, 1970)

Режиссер -
Луис Бунюэль

В ролях -
Катрин Денев, Фернандо Рей, Франко Неро, Лола Гайос


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 9

Зрелищность - 8

Актерская игра - 9

 

Почему-то окончательно вернувшийся в Европу Бунюэль решил довести до идеального состояния модель мексиканского кино, каковым он пару десятков лет вынужденно занимался. Совершить своеобразный акт киноэкзорцизма.

Это один из самых (если не самый) прямолинейных, академичных фильмов режиссера 60-70-х. Никакой символики, никаких шокирующих метафор. Лишь два слабых сюрреалистических выкрутаса: свадьба, где ВСЕ в черном, и сон героини, в котором вместо языка колокола подвешена голова ее опекуна.

"Тристану" можно смело встраивать в тематический ряд между "Виридианой" и "Этим смутным объектом желания". Не знаю, почему режиссера волновала тема взаимоотношений между - по аналогии с дамами бальзаковского возраста можно сказать - джентльменами бунюэлевского возраста и совершенно юными девственницами. Но волновала. В "Виридиане" сей мотив был приглушен религиозными умозрениями, здесь он выступил в чистом виде, приобретая четкий привкус женоненавистничества. (Нет, недаром Бунюэль душил жену Дали!)

В данном случае речь не о патологии, а о норме, когда биология вынуждает, а душа - хоть убей! - не принимает бабскую суть. За ее, прежде всего, неадекватность, за два выбитых зуба против ее одного, за две требуемые услуги вместо одной полученной, и т.д.

Опекун и родственник Тристаны забирает ее к себе после смерти ее матери. Человек он сложный - придерживается одновременно и кодекса рыцарской чести, и модных теорий о "свободной любви". Последней вовсе не для того только, чтобы заманить в постель юную Тристану. Можно, конечно, сказать: "За что боролся..." . Но вот тут фокус - бабская натура сразу расценивает любую возможность не как гипотетическую, не как выход из предполагаемых, но не непременных трудностей, а как лазейку для уже сегодняшнего греха и обмана. Он-то выполнит все свои обещания (хотя сердце противится любым теориям), он всегда будет великодушным и благородным. А вот она... Стерва и есть стерва. И вскоре сбежит с молодым художником.

За пару лет разлуки опекун разбогатеет, получив наследство. Тем самым ее возвращение станет еще неизбежней. Бедность нового возлюбленного - всего лишь очередной повод совершить свойственную женской душе гнусность. Он не может оплатить лечение внезапно приключившейся с Тристаной хвори, в результате которой ей ампутируют симпатичную деневскую ножку.

Окружающие, естественно, становятся еще заботливей и добрее с ущербной красавицей. Кто-то ободряюще рассказывает историю о некой даме на костылях из Парижа, за которой постоянно волочился шлейф поклонников. И тут происходит, скажем так, античудо. Калека, ловко манипулируя своей красотой, нестандартностью и сочувствием окружающим, проникается верой в свою полную власть над ними. Ее давний дружок - немой сын служанки, напротив получавший всю жизнь пинки и затрещины, теперь самонадеянно видит ее равной себе и надеется получить то, чего все время тщетно добивался. Но он изгнан из ее спальни, зато выйдя на балкон (сверху! как небожительница!), Тристана распахивает халат, сопровождая сей - уже точно невоплотимый для него соблазн такой демонической улыбкой, что немой в ужасе убегает.

Теперь она вполне может играть жизнями других. И она ими играет, являясь единственной наследницей богатства своего слабеющего покровителя...

(Читая отзывы коллег Денев о ее работе, я обратил внимание, что подавляющее большинство относится к ней также, как и я - как к невыразимо прекрасному фетишу, который может вообще ничего не делать, лишь бы находился в кадре, перед глазами. И она принимает эти условия игры. Но если вы хотите увидеть - какова она еще и как актриса, вам обязательно нужно посмотреть "Тристану".)

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования