Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Томми" (Великобритания, 1975)

Режиссер -
Кен Рассел

В ролях -
Роджер Долтри, Энн-Маргрет, Оливер Рид, Эрик Клептон, Тина Тернер, Элтон Джон


Оценки

Общая - 9

Сценарий - 9

Зрелищность - 10

Актерская игра - 8

 

Сразу нужно честно и нелицеприятно сказать - это рок-опера. Чрезвычайно популярное, но не очень жизнеспособное поветрие 70-х. Немногочисленные сами по себе, заметных киновариантов рок-оперы оставили еще меньше. Фактически - по первенцу от каждой экспериментальной модели: 1973 - "Иисус Христос - суперзвезда" (просто экранизация бродвейского оригинала), 1975 - "Томми" (сугубо режиссерская интерпретация либретто), 1979 - "Волосы" (традиционный худ. фильм с использованием ударных номеров прототипа по фону). "Эвита" - это уже 90-е, о чем следует говорить особо. Прочее давно и надежно забыто.

Второе. 70-е еще и эпоха стойкого т.н. "трагического мироощущения". Именно это десятилетие одарило кинематограф работами, вполне способными вызвать шевеление волос: "Заводной апельсин" (1970), "О, счастливчик!" (1973), "Роллербол" (1975; следующая, кстати, работа Н.Джуисона после рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда"). "Томми" полноправно вписан в это течение. Которое кратко можно определить как "хождение обыкновенного человека по всем кругам ада современности". За нетипичными исключениями - все здесь вполне реально и повседневно.

И третье. 70-е, прежде всего, годы рок-бума и связанных с ним последствий, повлиявших практически на все сферы жизнедеятельности. Если не прямо повлиявших, то хотя бы стимулировавших хорошую зависть и стремление получить равную порцию внимания. Рок быстро узурпировал ситуацию и идею "синтеза искусств" записал на свой счет. В эпоху "british invantion" стремительно начала развиваться индустрия моды в современном ее понимании, фотобум, второе дыхание получили авангардная живопись и поэзия, а также - что нас интересует в первую очередь - после изрядного перерыва по обе стороны Атлантики вновь начали снимать авангардное кино. Достаточно сказать, что в этот период в Великобританию приехали работать столь разные мастера, как М.Антониони и Р.Поланский. А местные поклонники "Битлз" и "Кинкз" выдвинули целую плеяду ныне знаменитых кинорежиссеров - К.Рейш, С.Фрирз, Д.Джармен, Т.Ричардсон, Л.Андерсон. И примкнувшего к ним Рассела. В его "Томми" все вышесказанное представлено в наиболее концентрированном виде.

В том же 75-м (правда, не знаю в какой очередности) режиссер создал и киновариант сюиты Рика Вейкмана "Листомания" - пригласив даже участников записи на эпизодические роли. Это несколько иной жанр, и композитору даже пришлось создать новую партитуру. Роднило два фильма только попытка создать фантасмагорию на рок-основе, вот тот самый "синтез искусств". "Листомания" попыткой и оказалась. А вот из "Томми" получился шедевр.

Невзирая на сугубо авторскую трактовку зрелищной половины оперы группы "The Who", Рассел сохранил основные приметы жанра. Экранный исполнитель Томми - солист группы Рождер Долтри (он же играл и Ференца Листа, продолжая появляться в ролях самых неожиданных и по сей день). В соответствии с каноном "сами сочиняем - сами исполняем", на экране появляется барабанщик группы Кейт Мун, а также автор оперы и лидер группы Пит Таунсенд, причем в роли "самого себя". (Как можно играть "самого себя" в утопической притче - до сих пор не могу понять.)

Не обошлось без коронной рок-забавы - психоделии. Сны, галлюцинации, грезы героев предоставили шикарную возможность нагромоздить гору беспричинных красивостей, наворотить невероятное количество спецэффектов. (Позже, в 1980-м, в фильме "Другие ипостаси" Рассел еще раз обратится к этому заманчивому методу - создав феерические кадры галлюцинаций от пресловутых кактусов Кастанеды.)

Словом, режиссер смог предельно точно уловить и передать дух рок-бума 70-х. Прежде всего в трех его основных этических составляющих: трансформация психики под воздействием ЛСД, синтез искусств и невнятная религиозность.

Еще, кстати, о рок-музыке. Кто-то писал, что в каждой композиции Пола Маккартни столько мелодических находок, что иному сочинителю хватит на целый альбом. Но при этом, добавлю от себя, ничего концептуального он так и не создал.

Рассела можно смело назвать Маккартни кинематографа. Кино для него - неограниченная возможность генерировать идеи, сочинять сложные трюки, совершать эстетические безумства. Безудержность его фантазии часто мешает следить за целесообразностью целого. И в результате за шедевром вполне может последовать что-нибудь совершенно ничтожное. Но и наоборот.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования