Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Токийская повесть" (Япония, 1953)

Режиссер -
Ясудзиро Одзу

В ролях -
Сэцуко Хара, Чисю Рю, Чиэко Хигасияма, Харуко Сугимура



Ссылки
 IMdB


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 7

Зрелищность - 6

Актерская игра - 8

 

Одзу - классик, алфавит кино.

Спилберг никогда не будет в алфавите. Едва ли там окажутся Кустурица с Альмодоваром. Но классическое японское кино, но японскую культуру и мироощущение будут изучать именно по Одзу. Даже не по Осиме или Куросаве - по Одзу.

Это тем более странное утверждение, что японский патриарх всегда снимал камерные семейные истории - без экшена, без изюминки, без приманки. И снимал ортодоксально, заскорузло - так как в Японии десять веков назад рисовали по шелку или писали хокку.

"Повесть" идет 2 часа 19 минут. За это время камера двинулась лишь один раз - вернее, двигался автобус, в котором камера находилась, поэтому получилась динамичная съемка. Камера у Одзу не двигается в принципе - как анкерами в бетон намертво вделана. Предложи ему спанорамировать - наверняка долго пришлось от самурайского меча уворачиваться. Вот и в автобусе камеру интересовали неподвижные пассажиры, и она цепко держала их точно в середине кадра, ну, а что там за окном происходит - дело второе, земля тоже вертится…

Движение нарушает идеальность кадра, композиции. А композиция - настоящая мания Одзу. Можно нарисовать на экране осевые линии и никогда осевые линии лиц, тел, предметов не отклонятся от них. А если все-таки не совпадают, значит сейчас появится другой персонаж и картинка таки станет геометрически идеальной.

Перед нами судьба пожилой супружеской пары за несколько дней до смерти одного из них. Из провинциального городка они приехали навестить детей. Все обстоятельно, хорошо дозировано - визиты к родственникам, землякам, характер взаимоотношений с каждым из них. И выводы. Опять же никакого модернизма, Хичкок наоборот просто. Кино здесь материал, а не дискурс. Выводы озвучиваются самими персонажами, никакого контекста и подтекста. И даже в драматургии неумолимая симметрия - родители едут к детям, возвращаются, дети едут к родителям, возвращаются. Некая невидимая ось бытия не позволять отклониться, возникнуть хаосу и волюнтаризму.

Одзу недаром назван мною патриархом. У него типичное патриархальное мышление. Он понимает, что мужчина - существо сложное, сложным его и показывает. И что женщина - существо плоское, примитивное, поэтому его женщины либо однозначно ангелы, либо стопроцентные гадины. Он уверен, что сильнее надо любить детей, а не внуков - тех есть кому сильно любить. И что детям позволительно пренебрегать родителями, но все равно обидно, особенно, если другие люди добрее и заботливее детей. Кому-то подобное видение мира может не понравиться. Но мастеру наплевать.

Это 53-й год. Это уже Япония трудоголиков, игральных автоматов, модных салонов. Мутировавшая Япония. Мужчины ходят в европейских костюмах, но женщины еще в кимоно. То, что умерла жена, не стоит воспринимать как исчезновение из японской жизни "янь". Одзу, повторяю, метафоричность чужда. Умерла Япония в кимоно. Япония в брюках и шляпе осталась. Об этом и фильм. И нечего тут модернизм разводить…

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования