Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Время танцора" (Россия, 1997)

Режиссер -
Вадим Абдрашитов

В ролях -
Андрей Егоров, Юрий Степанов, Сергей Гармаш,
Зураб Кипшидзе, Чулпан Хаматова


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 8

Зрелищность - 9

Актерская игра - 9

 

Абдрашитов - один из моих любимейших режиссеров. Благодаря его "Параду планет" я много лет назад смог безболезненно перейти от "Короны Российской империи" к "Андрею Рублеву". Но дело даже не в праве, с позволения сказать, первого сеанса. Абдрашитов - одно из редчайших явлений в кино, где помимо зрения, слуха и интеллекта участвует что-то еще. Совершенно иррациональное и неподдающееся описанию. Можно назвать не по одному десятку мастеров кадра и мастеров психологического нюанса. Но вот режиссеров, чьи работы непонятным образом воздействуют на осязание, чувствительность к температуре и прочие неблагородные биологические механизмы, вызывают эти фантомные ощущения, я могу назвать только трех - Куросава, Абдрашитов и австралиец Питер Уир.

Можно разрезать по кадру любой фильм нашего режиссера - я много дней провел на таких же сумрачных вокзалах, по многу раз бывал в таких ландшафтах и ситуациях - но ни за что не поймешь, каким образом он достигает такой мистичности, такой пограничности обыденного. Как в Библии: любой шаг, любое действие - канон священного. Переступить можно, но поплатишься.

В данной работе все усугубляется тем, что действие в самом деле происходит в пограничье. Скорее всего - в Абхазии. После войны, где очередные "обиженные" из состава бывшего СССР получили хорошую трепку, русские не стали отводить войска. "Казачки" поселились во множестве брошенных домов, вызвали семьи, обзавелись более-менее прибыльным делом - образуя своеобразный санитарный пояс между Россией и Кавказом, где возникают самые невероятные союзы, чреватые новой войной. Можно возмутиться моими последними словами, но есть множество людей, которые это подтвердят.

В центре сюжета - трое друзей с Урала, двое из которых прошли всю кампанию (и у которых "после убийства пульс не учащается" - жуть берет от этой фразы), а третий приехал за день до прихода регулярных войск. Он успел только стать невольным свидетелем заказного убийства. Для тех двоих война окончилась. Для третьего, которого рано или поздно придут "убирать" как свидетеля, она еще впереди. Пока что он танцует в местном фольклорном коллективе. И весь фильм - это ожидание: когда наступит "время танцора". И каким оно будет.

Я не стану утверждать, что "Время…" - лучший фильм режиссера. Но отрицать его итоговость (еще раз - пограничность) бессмысленно. Более чем 20-летнее сотрудничество со сценаристом Александром Миндадзе давало блестящие результаты. Теперь, вероятно, оно достигло потолка. Я не буду употреблять банальный термин "самоповторы", но эта работа чрезвычайно напоминает попурри на пластинках поп-исполнителей, когда в финале звучат мотивы всех предыдущих композиций. Здесь имеет место и военнизированное братство, как в "Параде планет" (1984), и даже боевые кличи похожи ("Кустанай" - "Кочканар"). И большая часть действия происходит на вокзале, как в "Остановился поезд" (1982). Здесь, как и в "Армавире" (1991), возникает тема, говоря по-бертолуччевски, "ускользающей красоты" - тема женщины-загадки, женщины-призрака. И тема возмездия-искупления, высшей справедливости, как в "Повороте" (1978), "Охоте на лис" (1980), "Плюмбуме" (1986), "Пьесе для пассажира" (1995). Далее, как мне думается, должна последовать либо смена соавтора, либо радикальная смена самого характера творчества…

Упомянув последний мотив (возмездие), невозможно избежать сравнения с работой другого нашего известного режиссера - "Две луны, три солнца" Романа Балаяна - на ту же тему. Оба автора, что можно заметить, гм-гм… - не славяне. Де-юре исторический союзник и православный , поклонник русской культуры Балаян неожиданно разводит дурнопахнущий коктейль из абстрактного гуманизма и прав человека, размышляя - по сути - кто имел большее право начать войну и мстить после нее. Де-юре потенциальный противник и мусульманин Вадим Юсупович Абдрашитов снимает фильм о НЕИЗБЕЖНОСТИ. И по ту и по эту сторону линии фронта - такие, как есть, какими их родили, и которых никакими абстрактными теориями не изменить (даже их жен). Каждый сделал то, что должен был сделать, и поплатился за переступание священного. Историческое возмездие и справедливость совершились. И во время войны и после нее. И вот теперь, столь же неизбежно, наступает время танцора.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Вы, господин Галкин, все-таки парадоксальная фигура. Кустурицу вот общечеловеком обозвали. А Абдрашитова с Миндадзе, которых я всю сознательную жизнь воспринимаю как завзятых русофобов и охальников, вдруг записали в ряды патриотов-державников-славянофилов. С другой стороны, может я, дитя смутного времени, чего в этой жизни до сих пор не понимаю. Как бы то ни было, этот фильм мне не понравился особенно - этот дешевый этнографизм, эти столь любимые на западе русские попойки с неизбежным битьем стаканов и горячими мужскими поцелуями взасос... Фестивальный продукт, короче говоря, на потребу буржуинам снятый. И сильно похожий, самоцитированием в том числе, на михалковского "Серульника"
Дядя Жора - _zhora@rambler.ru


Да Вы, дядя Жора, тоже оргинал немалый... Это где ж Вы, любезный, обнаружили у меня записывание Абдрашитова в славянофилы? Но с другой стороны я, конечно, тоже могу чего-то не понимать. Ради примера, чтобы я сам себе удивился, укажите, голубчик, хоть один случай русофобии (да и охальства) в фильмах Абдрашитова?
Галкин

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования