Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

«Последнее танго в Париже»
(США-Италия-Франция,1972)

Режиссер -
Бернардо Бертолуччи

В ролях -
Марлон Брандо, Мария Шнайдер, Жан-Пьер Лео, Массимо Джиротти


Оценки

Общая - 10

Сценарий - 10

Зрелищность - 9

Актерская игра - 10

 

Вообще-то, трудно представить, что кто-то (по крайней мере из посетителей этой страницы) не видел «Последнего танго...». Есть, правда, очередное поколение...

Вопреки всему, написанному когда-либо о фильме, мне кажется, что он как раз о болевом шоке, сопровождающем очередную смену поколений.

Разница даже не в физиологическом разлете героев: он уже откровенно озабочен растущим животом. Но и она, по его замечанию, через десять лет сможет играть своими сиськами в футбол. (Гениальная фраза!) Разница, не побоимся этого слова, в нравственном императиве - постепенная деградация и обмельчание человечества от поколения к поколению. Как герой не может понять католического, патриархального склада тещи, так и героиня не в силах постигнуть правдоискательства хемингуэевского поколения. Не случайно танго - последнее. Музыка, уходящая из жизни вместе с героем. Юная Жанна приносит проигрыватель совсем с другими пластинками.

Фильм Бертолуччи совершил двойную революцию в кино. Во-первых, это в самом деле первый фильм, где адекватно была отражена сексуальная тематика. Не тема любви, а именно секса, с соответствующим видео- и звукорядом. Во-вторых, «Танго» положил начало бесконечной череде лент т.н. «фильм в фильме», где их создатели словно ставили диагноз эпохе - времени дубликатов, автоматически понижающих ценность оригинала.

Столь же юный жених Жанны возвращается невесть откуда с целой съемочной группой и сходу начинает снимать фильм о ней, не спрашивая согласия. Поцелуй на вокзале, предложение руки - все должно быть запечатлено на пленку, ничего святого. Его интересуют самые ничтожные детали, самые ранние годы жизни невесты, самые потаенные фантазии. (Здесь нетрудно усмотреть прощальный взмах итальянского кино своему недавнему прошлому - неореализму и контестатори, обращавших львиную долю внимания на внешнюю, бытовую сторону жизни. С последним за несколько лет до того Бертолуччи безболезненно распрощался.)

Случайно же встреченный американец, практически изнасиловавший героиню, напротив, требует отказаться от всяких имен, всякой конкретики. Все, что за пределами квартиры (даже за пределами кровати), все, что не сиюсекундно - не должно мешать этим двоим.

Разумеется, время и ценности Пола тоже были порочны. Экранное время действия - это несколько дней между самоубийством и похоронами его жены (о чем его новая возлюбленная не догадывается). Что было причиной смерти - никто не знает. Хозяйка гостиницы, муж, любовник - один из постояльцев. Тоже, как видите, не без дубликата - вплоть до того, что она дарила им одинаковые халаты, одинаковые безделицы и даже комнаты хотела сделать одинаковыми. Наверное, вот это деление своих сил и чувств надвое (хоть - более теплое - между двумя людьми, хоть между кинообразом и реальной женщиной) подрывает силы персонажей, лишает их ясной и мудрой цели, преждевременно обесценивает и старит.

Чисто умозрительно можно предположить - главный герой единственный, кто не пользовался дубликатами, и окружающий мир вряд ли его долго вытерпит. Здесь и танго - уже последнее. И некая тетенька в дансинге, услышав слово «любовь», сердито отвечает: «Идите в кинотеатр. Смотрите свою любовь в кино.» И даже более чем символический спасательный круг с надписью «Аталанта», отсылающий зрителя к классическому фильму Жана Виго, тонет почище Леонардо ди Каприо. Не время, то есть, для чистых чувств и высоких порывов.

И окружающий мир долго не терпел негибкого иностранца. Его поколение, не видя выхода из разлада, кончало с собой. Новое поступает наоборот. Более того, найденный Полом выход не является таковым для его современной визави. Выйдя на свет Божий из тайного убежища, она по-прежнему воспринимает любовника дубликатом, а произошедшее - игрой. И при малейшей попытке заявить права и на легальную жизнь, герой получает от любимой пулю в живот. Неисправимо бормоча при этом что-то об их будущих детях. А новое поколение в это время лихорадочно репетирует ответ полиции - про сумасшедшего, про попытку изнасилования, про то, что не знает его имени.

И ведь не врет. Действительно - не знает...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования