Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

Источник/Jungervkallan (Швеция, 1959)

Режиссер -
Ингмар Бергман

Оператор -
Свен Нюквист

В ролях -
Макс фон Сюдов, Биргитта Вальберг, Гуннель Линдблюм, Биргитта Петтерсон, Аксель Доберг, Тор Изедаль



Ссылки
 IMdB
 ВидеоГид
 OZON
 e-reference.ru
 Ingmar Bergman official site
 Max von Sudow Home Page


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 6

Зрелищность - 7

Актерская игра - 8

 

Одна из мрачных историй, коими изобиловал кинематограф Бергмана в 40-начале 60-х гг. уже прошлого - увы - века. В них нет избыточной философичности и психологизма, ставших фирменным знаком мастера с середины 60-х, за исключением, пожалуй, "Земляничной поляны" (1957) и "Лица" (1958).

Здесь весь драматизм, скептичное отношение автора к бытию передается сугубо "внешними" средствами: мрачное небо, мрачные птицы - вороны, филины и прочие хищники, мрачные рожи (вроде пазолиниевских, но не глупо ухмыляющиеся, а сверлящие взглядом). Для провоцирования дрожи в конечностях автор щедро и незатейливо использует и текст - хоть закадровый, хоть озвученный каким-нибудь второстепенным персонажем, которому даже имени не нужно придумывать. Звучат то зловещие фрагменты Откровения Иоанна Богослова, то юродствующие монологи о темных реках и разверзающихся безднах... Некстати, беспричинно звучат, но впечатляет.

Хуже всего то, что в это время Бергман был предельно краток - редкая работа переваливала за 90 минут. И если всякие "Списки Шиндлера" и "Титаники" нуждаются в радикальном сокращении, да и собственные бергмановские "Сцены из супружской жизни" (1973) тоже, то работам великого шведа, сделанных в 50-е годы, некий дополнительный метраж не помешал бы.

Суть истории проста и в других руках могла бы даже стать коммерческой. Юная девственница едет через лес в церковь - места там пустынные, от огонька до огонька лежат большие пространства. Она единственная избалованная дочь своих родителей, жизни совершенно не знает, поэтому спокойно останавливается поболтать с какими-то бродягами, угощает их своим обедом. Те ее насилуют, убивают и грабят. А вечером, добредя к дому ее родителей, имеют неслыханную глупость и жадность предложить родным купить дорогую одежду, якобы принадлежавшую их покойной сестре...

Первое, что бросается в фильме в глаза - существовавшее в старой Швеции противоречие между христианством и нордическими верованиями - призывы к Одину, магический антураж мелькают столь же часто, как и осенение себя крестом. И это имеет прямое отношение к свершившемуся.

Второе - хотя и банальный, но всегда болезненный мотив ответственности каждого за все случившееся в этом мире. Даже разная степень родительской любви может привести к трагедии.

И третье - часто прорывавшиеся у Бергмана нотки вероотступничества. Герой фон Сюдова кается и кощунствует одновременно, спрашивая у Создателя - почему Он позволил все это - и смерть дочери, и жестокую месть? (Об этой idee fix Бергмана у нас есть возможность поговорить на примере "Причастия" (1962).)

Так вот - все три темы, три линии "обогащения" простого сюжета лишь обозначены и вскоре брошены даже не на пол-, а на трети пути. Здесь-то и был бы кстати дополнительный метраж, минут 15-20 - при условии, конечно, что автор довел бы до конца хоть одну тему. Не две мимолетные фразы о некой абстрактной вине перед убиенной, а порочный кург зависти, жадности и пр., предопределивших характер этой последней поездки. Я, разумеется, моделирую приблизительно и поверхностно. Но Бергман - не американец, он многократно доказывал, что способен на основе элементарной фабулы создать философский, морализаторский шедевр.

Так или иначе все эти темы варьировались им и до того и в позднейшее время, и более и менее удачно. А "Источник" остался в фильмографии мастера, с позволения сказать, фильмом на полдороге к шедевру.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования