Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

Бунюэль и сокровища царя Соломона/Bunuel y la mesa del rey Salomon (Испания-ФРГ-Мексика, 2001)

Режиссер -
Карлос Саура

В ролях -
Гран Вайоминг, Пере Аркуилле, Эрнесто Альтерио, Адриа Колладо, Амира Касар, Армандо де Разза



Ссылки
 IMdB
 ВидеоГид
 OZON


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 7

Зрелищность - 10

Актерская игра - 8

 

По аналогии с предыдущей работой режиссера - "Гойя в Бордо" - этот фильм можно было бы назвать "Бунюэль в Толедо". Хотя это продукт совсем, свосем иного рода. Да Саура никогда и не снимал ничего подобного.

Я думаю, термин "сюрреализм" вполне приемлем при определении жанра этого фильма. Эксперименты с мистической атмосферой у автора бывали, и к театральной условности прибегал, и к гротеску - но вот алогичных авангардистских ребусов не снимал.

Бунюэль, кстати, при жизни не оценил эксперименты своего земляка, а вот его реалистичные, житейские постановки любил. Возможно это как-то повлияло на выбор Саурой форм для воплощения своих идей. Но теперь-то он патриарх, глубокий старец - можно хотя бы разок дерзнуть, отвести душу, поностальгировать...

А то, что ностальгия - основной мотив фильма, сомневаться не приходиться. Ностальгия по той эпохе, когда творческий дух был нетерпим к любым ограничениям, когда - действительно - делали все, что хотели, когда в мире еще были "белые пятна", которые можно было заполнять и удивляться найденному и увиденному.

Три главных героя фильма - молодые Бунюэль, Сальватор Дали и Федерико Гарсия Лорка. Двое первых - сюрреалисты, но и образность Лорка не далеко ушла от творческого бесстрашия того времени. (Здесь даже появится почти точная копия искусственной женщины из "Метрополиса" Фрица Ланга). Но речь совершенно не идет о биографической реконструкции... Я не знаю, действительно ли Бунюэля интересовала судьба ритуальных атрибутов, принадлежавших царю Соломону и вывезенных некогда из Иерусалима. Но здесь он самым необратимым образом вовлечен с друзьями в поиск т.н. стола Соломона, чьи свойства чем-то напоминают "волшебную комнату" из "Сталкера" Тарковского. Поиском стола занято к тому же множество каких-то авантюристов, священников сразу трех религий. Половина из них, впрочем, знает место его нахождения, но понимая, что троица друзей зело упряма, находит лучший выход из ситуации - запускает их в искомое подземелье, чтобы затем замуровать вход в него навсегда...

Подобные проекты уже бывали в истории. Например, "Эпоха за эпохой" Николаса Мейера (1979), где машину времени изобрел и по временам путешествовал не персонаж романа Герберта Уэллса, а сам Уэллс. Да еще ловил при этом какого-то маньяка. Вот и здесь Бунюэль оказывается в центре детективной интриги. Только жанр, в котором он работал, позволил сделать эту историю не просто фантастикой, а фантасмагорией.

Все здесь чрезвычайно похоже на кошмары и смещения из фильмов самого Бунюэля. Есть пожилой режиссер, невесть почему вспомнивший события давно (якобы) минувших лет. Есть эта ретроспектива, когда друзья невесть почему оказались вовлечены в авантюрную историю. И есть прозрения и озарения трех молодых творцов, невесть на что намекающие (ну, разве кроме гибели Лорки). Все - невесть почему и зачем.

Здесь самым причудливым образом смещены и перемешаны временные пласты, состояния психики и логические ориентиры. Лорка умудрился дожить до той поры, когда Бунюэль снял "Тристану" (до 1970, то есть, года), а Вечный Жид уходит под руку с международной авантюристкой... Но все это не только не раздражает, но даже не вызывает никаких вопросов. Поскольку позволило создать столь безупречную и роскошную "картинку", равную которой еще поискать - даже в эпоху "Газонокосильщика" и "Матрицы". Это некий взрыв авторской фантазии и вдохновения - как из последний сил, как ничего не щадя и ничего не сохраняя. Беспокоюсь я даже за Сауру - старенький он очень...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования