Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Соло" (СССР, 1980)

Режиссер -
Константин Лопушанский

В ролях -
Николай Гринько, Людмила Аржанникова, Валентина Смирнова, Г.Ивлева



Ссылки
 OZON: Константин Лопушанский
 IMdB


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 7

Зрелищность - 7

Актерская игра - 8

 

Мы имеем дело, собственно, с дипломной работой Лопушанского - автора впоследствии знаменитых "Писем мертвого человека", "Посетителя музея" и легендарной "Русской симфонии" (легендарной - потому что киноман знаком с ней по легендам, но мало кто видел). Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР, мастерская Эмиля Лотяну, 29 минут, черно-белая пленка.

Лопушанский-то на пару с Сокуровым, работая на "Ленфильме", и породили в означенное время "манию Тарковского", длившуюся почти 20 лет (сейчас, слава Богу, схлынуло). Интересно, что на вотчине Тарковского - "Мосфильме" - эта мания не имела развития.

Очарованность Тарковским скрыть здесь невозможно - его самый снимаемый актер Гринько в главной роли, органная музыка (в данном случае - Мессиан), помещения, где беспрепятственно идут осадки (в данном случае - снег), сомнамбулические проходы не имеющих отношения к сюжету персонажей (в "Соло" - беременная отроковица)…

В принципе - это совсем не студенческий этюд, не "малая форма". Дай Лопушанскому больше денег и он развернул бы "Соло" в полнометражное полотно. Но ничего не изменилось бы - просто все эти проходы, фиксации камеры на бытовом мусоре или текущей воде удлинились бы в три раза - и вот полтора часа демонстрации. Иной финал (или его "обогащение") представить довольно трудно.

В "Солярисе" я писал, что фильмы Тарковского балансируют на грани кошмара. Фильмы Лопушанского - это кошмар в буквальном смысле. И не потому, что он хуже владеет ремеслом. Это сознательно. Это - творческая манера, стиль, сверхзадача.

Проходит минут 6-7 фильма (его четверть) - 6-7 минут кошмара, но ты не понимаешь что это и где это. Катакомбы, мороз, голодуха, изможденные старики и тетки с папиросами. Звучит французская и английская речь (Лопушанский - космополит по духу, по определению). И лишь с большим опозданием догадываешься - блокадный Ленинград. Этим как бы оправдывается часть тарковщины - снег в разбомбленных домах, сомнамбулизм голодающих…

Оркестр должен дать радиоконцерт для союзного Лондона (чтоб ему пусто было…). Солист, под предлогом слабости - "не могу держать дыхание" - отпрашивается домой, "за крупой". Крупы-то и нету, но ему вот нужно попасть домой! Посмотреть на родные стены, вернее - на их останки, сходить в баню (как перед смертью!), надеть фрак и манишку. Последнее и вовсе не к чему - все музыканты в фуфайках и ушанках, но зачем-то нужно. И он спокойно "держит дыхание" в своем соло на валторне в 5-й симфонии Чайковского. Все.

У меня есть некое преимущество - я могу рассуждать по факту, зная, что такое кино Лопушанского в идеальном виде. Это - катакомбы, изможденные старики, искусственный свет и беспросветный кошмар. В "Письмах мертвого человека" (1986) - бункеры после ядерной войны, в "Посетителе музея" (1989) - натуральные катакомбы, где ютятся футурологические мутанты… В 1980-м зачем-то принципиально нужный автору декор можно было изобразить только в теме блокадного Ленинграда. Всего навсего… Но, с другой стороны, с помощью политических изменений в стране автору удалось создать как бы точный хронологический вариант процесса "куда катится человечество". Однако, "демократизация общества" одновременно подпортила ему карьеру - последние восемь лет Лопушанский ничего не снимал. Такое кино едва ли вдохновит продюсеров и прокатчиков. Вот только в 2001-м появились сообщения о новом проекте "Конец века" (чувствуете стиль?). Лишь бы он не стал еще одним "легендарным"…

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования