Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Солярис" (СССР, 1972)

Режиссер -
Андрей Тарковский

Оператор -
Вадим Юсов

Композитор -
Эдуард Артемьев

В ролях -
Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Юри Ярвет, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Владислав Дворжецкий



Ссылки
 IMdB
 OZON
 Андрей Арсеньевич Тарковский
 e-reference.ru


Оценки

Общая - 9

Сценарий - 9

Зрелищность - 9

Актерская игра - 8
(а Н.Бондарчук - 9)

 

"Солярис" - принципиальный момент в творческой биографии Тарковского. Первые два его фильма были вполне фабульными, вполне традиционными - если не считать некоторых стилистических особенностей. Здесь же началась сплошная метафизика: вот именно безфабульность, безсобытийность. Основная часть фильма парадоксально оказывалась вне его и после него - в голове зрителя, додумывающего и дофантазирующего увиденное и услышанное (чаще всего - мало результативно).

И с этого момента "особенности" стали стилем, ни на что и ни на кого не похожим. То, что в "Андрее Рублеве" (1967) только опробовалось (сейчас - о технической стороне), здесь стало визуальной основой. Например, классическая панорамная съемка Тарковского: когда камера делает полный круг вдоль своей оси, но за время поворота люди и вещи переместились (иногда с удивительной быстротой и незаметностью) - так что возникает как бы другая реальность, а эффект, в некотором роде, шоковый. (Гераклит…)

Автор "Соляриса" Станислав Лем был весьма недоволен Тарковским и его экранизацией. Не знаю, видел ли пан Станислав "Рублева" (фильм и в Союзе тех лет мало кто видел) или "Иваново детство" (1962). Но если видел, то мог рассчитывать на адекватное воспроизведение научно-фантастического романа. Однако, случился вышеупомянутый "момент". Тарковский заглянул на такие высоты нравственного поиска, на которые решались глядеть открытым взором только выдающиеся христианские богословы. (Иной разговор - что из этого вышло.) Это и могло - втайне - зело не понравиться правоверному сциентисту Лему. Один из героев Тарковского прямо и говорит: "Это не безумие. Тут скорее что-то с совестью…".

Идея достаточно проста: океан, сплошь покрывающий планету Солярис, способен взаимодействовать с человеческой психикой. И посылает обитателям орбитальной станции материальные копии их наваждений. Причем, океан нейтрален, как компьютер - если грамотно составить программу, обойдется без сюрпризов. Когда "ему" отправят энцефалограмму главного героя (все богатство человеческой души), океан перестанет терзать землян. А до этого он, чисто по-детски моделировал самый яркий сигнал. Совесть, по Тарковскому, получается, самая жгучая, самая не остывающая частица души. Все усугублено тем, что океан предлагает самый серьезный экзамен в жизни: вместо земных, несовершенных оригиналов он посылает на станцию доведенные до совершенства копии. Второй шанс для совести - жесток и безжалостен.

Я уже писал в "2001: Космическая одиссея", что "Солярис" не обошелся без влияния и развития темы кубриковского шедевра. Схожие мотивы будут и в "Сталкере" (1979) Тарковского. Есть еще и новелла Шекли - о встрече землян со своеобразным "вселенским разумом", дающим ответ на любой вопрос. Это некий континуум данной темы - на любителя…

В данном же конкретном случае могу лишь добавить для всех: любой фильм Тарковского находится на грани кошмара. Но никогда с нее не соскальзывает. В этом, пожалуй, главная особенность гения Тарковского.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Солярис - истинный шедевр Тарковского. Не похожий не на один научно-фантастический фильм тех времен, он смотрится круто


После вашей рецензии я вдруг поняла, что Солярис внутри нас. Мы блуждаем по орбите нашего сознания и наша память подкидывает нам загадки и головоломки. Мы ничего не воспринимаем непосредственно, память получает внешнее воздействие - а уже потом эта каша начинает на нас действовать...


Тут Сильвер писал в рецензии к "12 обезьянам", что его финал фильма размазал по стенке, но сильнее финала "Соляриса" мне ничего в голову не приходит. Мороз по коже

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования