Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

«Молох» (Россия-Япония-Германия-Швейцария, 1999)

Режиссер -
Александр Сокуров

В ролях -
Леонид Мозговой, Елена Руфанова, Леонид Сокол, Елена Спиридонова


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 5

Зрелищность - 7

Актерская игра - 8

 

На Каннском фестивале-99 фильм «Молох» получил приз за лучший сценарий. И, сдается мне, я знаю - как это сценарий появился на свет.

Несколько лет назад в России впервые была опубликована книга штатного стенографиста Гитлера Генри Пикера «Застольные разговоры Гитлера». Штатный сценарист Сокурова Юрий Арабов, несомненно, ее прочел. Поелику в действие фильма о событиях Второй Мировой впервые (для меня, по крайней мере) введена фигура самого Пикера и весьма часто в диалогах встречаются записанные им и крайне тенденциозно отобранные сценаристом фразы. (Собственно, и не отобранные, а надерганные по принципу произвести впечатление, а не соблюсти истину.)

Еще одна важная фигура фильма - Геббельс - изъясняется исключительно цитатами из Ницше, которого «продвинутый» Арабов также, несомненно, читал. Эрудиция питерского интеллектуала и позволила сварганить этот винегрет...

Гитлер относится к тем фигурам, которые завораживающе действуют на Сокурова-художника. Первый его документальный фильм (документальные и художественные он делает на равных, оценивая, похоже, разницу между ними как разницу между вилкой и ножом при поглощении бифштекса) носит название «Соната для Гитлера», что говорит само за себя. В свое время эта десятиминутная нарезка из нацистской хроники шла в кинотеатрах в качестве «журнала» перед какой-то фигней. Я тогда работал в кинотеатре и ходил смотреть ее раз 10 или 15 подряд. 10 минут чужой съемки, но сокуровский монтаж придал этой безделице по сути некое гипнотическое воздействие, какие-то вибрации, неизменно возникающие в режиссере при слове «Гитлер». Позже он снял документальный же, но 70-минутный фильм «И ничего больше...» о том же периоде. А уже в 90-х именно его пригласило итальянское телевидение для монтажа 12-серийного фильма на основе той же нацистской хроники. Хотя в Италии есть свои непревзойденные спецы по этой части, например, Лилиана Кавани, начавшая карьеру с полудюжины документалок о Второй Мировой.

(Гитлер, впрочем, не единственный персонаж истории с подобным воздействием на Сокурова. Например, его работы о Ельцине, первом литовском президенте Ландсбергисе - редкая туфта. А вот провинциальная баба Маша - Сокуров несколько раз перемонтировал и дополнял один из первых своих фильмов «Мария», Дмитрий Шостакович, династия Шаляпиных - подвигают его к «подзарядке» пленки своим творческим волнением...)

Техническая виртуозность Сокурова - я не боюсь это сказать - не имеет себе равных в мире. Многие исхищрения он изобрел сам. Например, в конце 70-х опальный Сокуров вручную резал фильмы и вклеивал через определенное количество кадров фрагменты незаснятой пленки, что создавало особый ритм демонстрации. В этой работе, я не ручаюсь, конечно, за технологическую точность, но создается впечатление, что он дышал на объектив, а затем протирал нужные фрагменты, оставляя прочее в романтичной дымке. Звучит глупо, но получался натуральный вагнерианский эффект Валлгалы, заоблачных далей старонемецкой мистики.

Однако то, что позволяет ему сделать неотразимый видеоэффект, играет плохую службу в других составляющих фильма. По инерции режиссер не смог отрешиться от избранной формы мифа. И вместо заявленного, на первый взгляд, исследования природы тоталитаризма (или чего там еще) мы имеем до занудства знакомые «миф Гитлера», «миф Геббельса», «миф Бормана», «миф Евы Браун», «миф Бергсхофа»... Причем, мифы первых трех едва ли не съезжают в карикатуру. Гитлер, как последний базарный юродивый, дирижирует оркестром на киноэкране и понятия не имеет о существовании Освенцима, Борман, как олигофрен, валится из кресла и пр. Иногда не можешь отделаться от мысли, что авторы изучали историю войны по карикатурам Кукрыниксов.

Последовательно отрабатываются все стереотипы, связанные с фюрером - его вегетарианство, его антихристианство, его противопоставления оперы и «дегенеративного искусства», его истерики... А потом все внезапно заканчивается. И если бы не тот самый магнетизм Сокурова, то после фильма непременно последовал бы вопрос: «А зачем снимал?» Даже в 1999 году самый авангардный и навороченный режиссер России не смог отрешиться от традиции советских военных фильмов, сняв своеобразное продолжение эпопеи «Освобождение», только в режиме экспериментальной съемки. (А кроме того, навязчиво вспоминаются передачи Эдварда Радзинского, с одухотворенным видом засыпающего зрителя банальностями и обучающего азбуке.)

Сокуров, заклеймивший каннский фестиваль за конформизм, неожиданно оказался таким же конформистом (да еще и не погнушавшимся получить один из главных призов), не пожелав взглянуть в глаза правде, как это сделал, например, его коллега, датчанин Ларс фон Триер в фильме «Европа», а предпочтя остаться в сладких объятиях мифа победителя о побежденном, позволяющем делать красивое и патетическое зрелище. (Обратите внимание - в съемках принимали участие двое побежденных, Япония и Германия. А также Швейцария, обвиненная несколько лет назад едва ли не в соучастии и выплачивающая сегодня «самой пострадавшей нации» два вида компенсаций. Очень возможно, что в скором времени ей навесят еще и третий. Такими образом фильм придает подлинность покаянию «молоха» - не только перед той самой нацией, но и перед всем миром, вместо привычного до сих пор желания видеть это покаяние, сконструировать его на расстоянии.)

Сокуров так и не захотел избавиться от гипноза и предпочесть очарование знанию...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Игорь, Вы очень злы на Сокурова. Будьте к нему чуть снисходительней
WBR Алекс


Я прочел довольно много солидных исторических работ по нацистской Германии и по Гитлеру в частности. Могу заверить Вас, что все персонажи, за исключением Бормана, выписаны правдоподобно (некоторые аспекты дискутируются учеными, но это только частности). Зачем было показывать Бормана шутом ? этого я и правда не понимаю
Алексей

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования