Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Снежное чувство Смиллы"
(Дания-Германия-Великобритания-Швеция, 1997)

Режиссер -
Билле Аугуст

В ролях -
Джулия Ормонд, Габриэль Бирн, Ричард Харрис, Роберт Лоджиа


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 8

Зрелищность - 9

Актерская игра - 8

 

Если бы меня до 1988 года спросили, что я знаю о датском кино, ответ был бы прост: "Ничего." Большая часть зрителей земного шара ответила бы так же.

В 88-м датский режиссер Билле Аугуст взял "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском фестивале за фильм "Пелле-завоеватель". Через четыре года он повторил этот успех с фильмом "Благие намерения", снятом по сценарию Ингмара Бергмана. (Три разделявших эти события года главный приз брали американские фильмы.)

После чего создателю камерных лент в жанре "скандинавское ретро" включили зеленый свет на всех континентах. Он резко увеличил бюджетные затраты своих работ и, например, для фильма 1993 года "Дом духов" позволил себе пригласить восемь самых известных актеров всего мира.

Что, однако, обязывало его к некоторым компромиссам с продюсерами, ожидающими естественного навара с проката. Последний, положим, на сегодняшний день фильм - "Отверженные" по В. Гюго (1998) снят исключительно на американские деньги и представляет из себя исключительно унылую американскую экранизацию без малейшей фантазии и изыска.

Конечно, режиссер находится даже еще не на середине своего творческого пути, но если подобная тенденция сохранится, то "Снежное чувство Смиллы" - последняя работа элитарного периода Аугуста. Там еще присутствуют признаки авторского кино, да и речь идет о незатасканной для глаза мирового зрителя Дании. (Вернее - о датской колонии Гренландии.)

Смилла - датская подданная, наполовину эскимоска. (Почему-то такой гибрид сыграла англичанка Ормонд, сексуальность и красота которой, похоже, синхронизирована с интеллектуальным напряжением режиссера. Красивее до сих пор была, на мой взгляд, только Ингрид Бергман в "Дурной славе" Хичкока.) У нее есть маленький приятель, эскимос, чей отец погиб в Гренландии при загадочных обстоятельствах. Обстоятельства этой гибели занимают не последнее место в мыслях героини. Но внезапно гибнет и сын, после чего Смилла вырывает эскимосский топор войны.

Пока - традиционное европейское кино с кассовой добавкой детектива. А вот дальше начинается то, что позволяет отнести фильм к элитарной продукции. Начинается смесь детектива, футурологической фантастики (дань продюсерам) и, скажем так, поэтического кино. Причем, смесь виртуозно дозированная и профессионально смикшированная. Догадаться о присутствии фантастического элемента можно лишь к самому концу. Но все время идет интрига, интрига, интрига... Не американский, упаси Бог, саспенс, когда ты только волнуешься за героя (да и то не сильно - кино все-таки), а самая натуральная этнографическая мистика (которую чувствуешь вполне тактильно и когда волнуешься, собственно, за себя, за свое подсознание). Идет непосредственное "снежное чувство".

Звучат фразы, типа: "О льде я знаю все" (и ведь действительно знают). Поднимается вопрос жутких экологических преступлений, творимых в малообитаемых местах Земли. Ты узнаешь, что есть люди, способные бегать по снегу, не оставляя следов (а значит убийство можно выдать за самоубийство) и т.д.

Завершается все обнаружением ранее сокрытого жадными монополистами инопланетного аппарата, появлением в нужную минуту агента госбезопасности (в которого к тому же героиня слегка была влюблена), наказанием злых персонажей и... и пожалуй все. Но вот что интересно. Этот унылый список абсолютно не исчерпывает парадигмы, так сказать, фильма. Все это воспринимаешь всерьез и, так сказать, стоя. Не детектив вы посмотрели, ни - упаси Бог! - фантастический фильм. С равным успехом можно рассуждать - к какому жанру относится "Преступление и наказание"...

Вы смотрели шедевр КИНОискусства. Вам, собственно, мало дела до сюжета, до драматургических изгибов, до прорисовки персонажей и разных прочих мизансцен... Все это время тебя занимало изображение как таковое, кино как ноумен, бесполезный для пересказа или объяснения. Кино - как монада, как огонь, в который можно бросить хоть старый башмак, а пламя все равно останется самым чарующим из зрелищ (благодаря башмаку).

При всем многообразии режиссеров, стилей, национальных и жанровых школ - это явление редчайшее. Вот прямо сейчас, не утруждая себя долгим мнемоническим процессом, я могу вспомнить только Хичкока. Никогда не стоит объяснять - в чем прелесть такого кино (хотя я это тщетно пытаюсь сейчас сделать). Можно лишь увести в сторону. Лучше всего сказать: "Просто посмотри."

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования