Цифровые системы
  Гостевая книга  Форум Поиск по сайту
 
Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Другие рецензии Релизы Ролики Биографии Ретро

Сатирикон/Satyricon (Италия, 1968)
 


Федерико Феллини


Мартин Поттер, Хирам Келлер, Макс Борн, Капуцин, Ален Кюни, Лючия Бозе



Ссылки
 IMdB
 Федерико Феллини: Русский сайт
 ВидеоГид
 Kinomag.ru
 Federico Fellini Internet Fan Club


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 7

Зрелищность - 8

Актерская игра - 7

Ваша оценка
Рейтинг 6.7 при 34 голосах.

Сатирикон Феллини на KINOMAG.RU  


 


"Сатирикон" относится к числу немногих "неродных" детищ маэстро. Ультиматум продюсера - либо ставишь это, либо ничего не ставишь. И вместо трех лет простоя, могло бы получиться пять, если не больше - от "Джульетта и духи" (1965) до "Клоунов" (1970)...

Но Феллини - настоящий художник. Он заставлял себя работать (или загорался идеей) даже над непривлекательным для него материалом. Из "Казановы" (1976) вообще получился шедевр. Но и "Сатирикон" никак не назовешь провалом или неудачей.

Что там из Петрония взято, а что не взято, мне разбираться лень и недосуг. А судить - насколько все это адекватно Петронию - глупо. Это Феллини. Вся его условность и приблизительность, создаваемые в павильонах "Чинечитта", его глубокие тени с фрагментами тел, лиц и вещей, выхваченных прожектором с самым диковинным цветофильтром, его многоуровневый кадр (заполненный с верху до низу, от правой границы экрана до левой), его коллекция морд и рож, его натурализм, его эротизм, его просто таки святая доброта ко всему живущему и окружающему. Моцарт кино.

Сюжетно, тем не менее, все это довольно стройно и внятно: скитания и приключения двух друзей, чьи имена воспроизводить не стану - наши переводчики безбожно перевирают, а в Петронии - опять же - лень рыться. Они то в фаворе, то в рабстве, то любимцы, то изгои. Античность...

Иное дело, что само понятие "стройность" (по крайней мере в тот период) для Феллини нестерпимо. Есть некий каркас, стержень, но на него режиссер наращивает такие объемы мускулатуры, мяса, жира, что стержень под этой массой невольно гнется, всю эту тушу начинает заносить в стороны, придавливать к земле, которую Феллини любил все-таки больше, чем небо. Причем, мясо следует понимать в буквальном смысле: могучие бабы, окровавленные тела, отнюдь не вегетарианские блюда... Когда я смотрел фильм на большом экране, меня потрясла одна из сцен центральной оргии: вносят, понимаешь, жаренного кабана, мечом рубят ему пузо, а оттуда долго-долго, бесконечно долго вываливаются жирные, дымящиеся деликатесы - колбасы, куры, ветчина... Вот в этом весь Феллини: всего должно быть много, все должно быть жирным и удовольствие должно быть долгим. Хотя жизнь не всегда столь щедра.

Самое поразительное - здесь нет эдакой показушной гордости за свою славную и героическую историю. Т.н. "итальянский характер", в его современном понимании - с бескрышностью, импульсивностью - есть. А дешевых понтов: "Мы - Великий Рим! Мы - творцы истории!" - не имеется. Здесь даже Минотавр поддельный - нахлобучили на здоровяка муляж бычьей головы - и всех делов. Голливуд, например, и тогда - в 50-60-е, и сейчас делает более "личные" фильмы о Римской империи. Это такая громадная идеологическая подтасовка, совершенно в духе Гитлера - мол, мы наследники и правоприемники великой расы, великого народа, мы все изобрели и всех облагодетельствовали. Поэтому имеем право "благодетельствовать" и впредь, а "чумазые" пусть молчат себе в тряпочку. (Вспомните какое фуфло о демократии толкали герои "Гладиатора" - слушать противно. В "Калигуле", хотя сценарий и написан американцем, такого нет.) Феллини и остальным итальянцам этого не нужно, они не такие жадные и тщеславные.

Посему маэстро и не собирался "достойно" и адекватно экранизировать культурную гордость страны или славить предтеч. Он просто сделал процесс съемок максимально комфортным для себя, превратил его в гигантскую экспериментальную лабораторию, чьи находки, открытия и рецептуру он использовал затем в течение всей жизни. И в псевдоисторических "Казанове" и "И корабль плывет" (1983), и в фантасмагорическом "Городе женщин" (1980). Последняя работа Феллини, неровная работа уже старого и слабого мастера - "Голос Луны" (1989) - была спасена именно этой рецептурой вечного карнавала, жизнерадостной инфантильности, моцартианской диалектики бытия, разработанной некогда на съемках "Сатирикона".

Игорь Галкин

 

 

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
[an error occurred while processing this directive]


Здравствуйте, Игорь! Спасибо за рецензию, давно ждала. Я читала Петрония. Специально, чтобы разобраться в фильме - у меня омерзительная копия, звук - унеси ты моё горе... Петроний помог. Это не столь важно, конечно, но мне показалось, что Феллини снял очень адекватно Петронию - так же живописно. И фрескообразный характер фильма тоже абсолютно адекватен книге. Хотя, конечно, ценность Сатирикона Феллини определяется не близостью к первоисточнику, а его художественно-первобытной чистотой. Чем-то мне это напомнило Декамерон Пазолини, но без нравоучительных ноток. "Моцарт кино" - это точно
Юля


Пишет вам Дядя Жора. Во-первых, хотелось бы заострить ваше внимание на квазифутуристических деталях, которыми под завязку набит этот фильм. Прежде всего - корабли работорговцев, похожие на что угодно, но не на римские пироги (в смысле, галеры). Похожими плавсредствами глючит Джульетту на пляже, но здесь они более проработаны. Это просто офигенно: без окон, без дверей, по морю плывет Ален Кюни, одноглазый работорговец. Черный мститель испанских морей. Безумно похож на эти корабли космический корабль из "Чужих" Ридли Скотта, - то же самое футуристическое нагромождение объемов, которое по сути по своей НЕ МОЖЕТ летать, точно так же как корабли Феллини НЕ МОГУТ плавать. Но плавают. (Отличное название для биографического эссе - "Корабли Феллини"). Замечание номер два - при всем своем раблезианстве "Сатирикон" очень целомудренный фильм. Я также читал Петрония (должен был по программе), но застрял где-то на сороковой странице. Нудная педерастическая порнуха без начала и конца, только описания еды спасают. Никому читать не советую. У Феллини же все эти разборки вокруг мальчика в веночке выглядят или до колик смешно, или очень трагично. Местами мальчика даже жалко. Короче: как после такого фильма и не менее потрясающего "Рима" Феллини снял эту отвратительную тинтобрассовскую порнуху "Амаркорд" (а потом гениального "Казанову") - я не понимаю. Загадки, понимаешь, гения

Ваш комментарий



 
Все рецензии рубрики "Элитарное кино"  
 
 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования
  • Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (6)