Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

Дочь Райана/Ryan's Daughter (США, 1970)

Режиссер -
Дэвид Лин

В ролях -
Сара Майлз, Роберт Митчум, Тревор Хауард, Кристофер Джонс, Джон Миллс, Лео Маккерн



Ссылки
 IMdB
 Britmovie: Ryan's Daughter
 ВидеоГид
 KinoX.ru
 A complete David Lean site


Оценки

Общая - 9

Сценарий - 9

Зрелищность - 10

Актерская игра - 10

 

Глядя подобного рода фильмы, я всегда ощущаю некий пропагандистский привкус. Привкус такого рода, что эти постановки заказывает и оплачивает то ли Мировой банк, то ли Бильдербергский клуб. Это относится ко всем фильмам о религии, церкви и священниках (кроме иудаизма), о маленьких общинах и вообще о провинции, об исторических событиях, начиная со Средневековья и заканчивая началом ХХ века... Вот, мол, смотрите - какое мракобесие царило, какой тоталитаризм и попрание прав человека. А сейчас тебе и демократия, и плюрализм, и политкорректность...

Но Лин - могучий талант. Если подобная подоплека и существовала, то прямо в лоб он все равно не мог. Ему при этом нужно было непременно создать произведение высокого искусства...

Разница между "ранним" и "поздним" Лином - колоссальная. Как колоссальны его поздние произведения, к которым "Дочь Райана" и относится (195 минут экранного времени). И хотя его сюжет, его фишка мелки по сравнению с линовскими эпосами конца 50-х - начала 80-х, "Дочь Райана" весьма органично смотрится в этом ряду. Особенность этого периода в том, что пейзаж является одним из героев фильма, причем - одним из главных героев. Пейзаж как способ изобразить на экране универсум, многократно углубить и расширить экранное событие, в сценарии выглядящее наверное достаточно скромно. (Так умел снимать еще только американец Джордж Рой Хилл.) И совсем неважно, что это за пейзаж - Сахара в "Лоуренсе Аравийском", русские снега в "Докторе Живаго", снятые то ли в Канаде, то ли в Финляндии (не-е, без Мирового банка не обошлось...) - Лин где угодно мог найти панораму, подтверждающую величье замысла Творца.

Здесь этот замысел должны были подтвердить виды западного побережья Ирландии - скалы, фиорды, неприветливая, так сказать, природа, яростный прибой или ласковый прилив, облизывающий ноги персонажей... А сюжетная малость?.. Маленький городок. Дочь кабатчика Райана - Рози (сам Райан занимает не очень значительное место в этой истории) влюблена в школьного учителя-вдовца, за которого вскоре благополучно выходит замуж. Однако, в город прибывает новый комендант британского гарнизона - красавец-фронтовик, едва оправившийся после тяжелых ранений. Все понятно? Если добавить, что ирландцы народ консервативный, то вот вся история и мораль полностью.

Можно, впрочем, добавить, что идет Первая мировая война, англичане воюют с немцами и, стало быть, ирландцы автоматически становятся союзниками врагов империи. Но эти соображения второстепенны, не более чем фон... Это и есть гениальный метод Дэвида Лина - поменять фон и передний план местами. Размеренная, неторопливая "Дочь Райана" - с ее чайками, ракушками и ливнями - расскажет об Ирландии и ирландцах намного больше, нежели, допустим, "Майкл Коллинз" (1996) Нила Джордана (тоже не маленького объема), где сотни действующих лиц, постоянная пальба, суета и очень-очень много слов.

Грозные события, вкупе с ирландским сопротивлением, внесут, разумеется, свою лепту в драматические судьбы героев Лина. Но постольку поскольку, во вторую очередь. Есть стихия, ландшафт, климат - грубо говоря, и именно они определяют накал страстей и ход истории разных племен и языков. Такова, должно быть, мысль автора - хоть здесь, хоть в упомянутых "Лоуренсе" и "Живаго".

Наравне с ландшафтом, особую монументальность работе придает целая плеяда кинозвезд британской школы. Тревор Хауард в роли священника, Джон Миллс в роли юродивого, Райан - недавно умерший Лео Маккерн - это образцы такой актерской виртуозности, каковые в кинематографической практике можно пересчитать по пальцам. Даже снимая на американские деньги, Лин по максимуму избегал американских актеров. А иначе его работы занимали бы совсем иное место в истории кино.

После этого Лин не снимал 14 лет. Снятая в 1984-м "Поездка в Индию" (чувствуете?) была его последней лентой.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования