Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

«Реквием войны" (Великобритания, 1988)

Режиссер -
Дерек Джармен

В ролях -
Натаниэль Паркер, Тильда Суинтон, Оуэн Тил, Шон Бин, Лоуренс Оливье


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 7

Зрелищность - 8

Актерская игра - 8

 

Вообще-то название "Реквием войны" звучит корявовато, неестественно звучит. Ранее русские кинокритики завсегда писали "Военный реквием". Но теперь, когда уж и на кассетах массовым тиражом выпущено, приходится мириться с таким вариантом.

Покойный Дерек Джармен создал фильмы трех разновидностей, отдавая предпочтение все же одной. Непосредственно художественных, постановочных у него всего два - "Караваджо" (1986) и "Эдвард II" (1991). Это так называемый жанр "тотального театра", когда все предельно условно, предельно искусственно и никакая крайность не может подорвать доверие к главной идее (даже мотоцикл или телефон в XVII веке - а Макс Линдер то же самое использовал для комического эффекта, и тоже ничего).

Последняя работа - "Синева" (или "Голубизна", кому как удобнее), снятая незадолго до смерти, это вообще два часа непроницаемого голубого цвета на экране, и закадровый голос ослепшего (как следствие СПИДа) режиссера и его любимой актрисы Тильды Суинтон, зачитывающих предсмертную исповедь Джармена.

Все остальное - компиляции любительских съемок, на видеокамеру, с плеча, на бегу, что попало, с минимальными постановочными сценами. Черно-белое мешается с цветным, инсценированное с чужой хроникой, компьютерная графика с заснятыми из окна кадрами жизни британцев-обывателей. И получается некая иллюстрация к потоку сознания автора, потока на заданную тему. Нервы зрителю нужны крепкие...

"Реквием" (по-моему) единственная попытка разумно совместить любимый метод с традиционным режиссерским кинофильмом. Настолько разумная, что и от своего сермяжного не отрекся, и академичному вкусу потрафил.

Был такой поэт-фронтовик Уилфред Оуэн, погибший незадолго до конца Первой Мировой, стихи коего вдохновили знаменитого композитора Бенджамина Бриттена (чьи "блядские политональные наложения" сильно раздражили одного из героев Сергея Довлатова) на создание своего варианта "Реквиема". А этот бриттеновский "Реквием" вдохновил в свою очередь Джармена на создание пацифистского гимна.

Что вполне в духе западноевропейского взгляда на войну. Начиная с картин немецких экспрессионистов Мунка и Дикса, стихотворений Георга Гейма и заканчивая экранизацией пинкфлойдовской "Стены", там господствует типично масонское воззрение на войну, как на некую малообъяснимую стихию (вроде лесного пожара и наводнения), причин которой ну никак не может понять возвышенный западноевропеец. Ну полная иррациональность, экзистенциальное зло, безо всяких разумных или логичных причин ее возникновения, при котором, однако, гибнет множество людей...

"Стена" Алана Паркера (1982), сдается мне, и породила моду на пацифистские притчи, с предельной символичностью и минимальной реалистичностью показываемого. В 1987-м Стенли Кубрик снял свой шедевр "Цельнометаллическая оболочка", продолживший традицию полнометражного видеоклипа, мало что говорящего "по делу". (Да и к чему? Можно поскулить над людскими страданиями, не упоминая, что сами их и породили. Зато как станут к тебе окружающие уважительно относиться...)

Ну, и Джармен встроился в этот ряд. Тем более, что ему не чужда, как было принято у нас говорить, "активная гражданская позиция". (Он, например, последние годы жизни прожил на маленьком острове, в непосредственном соседстве с АЭС. Болея СПИДом можно, разумеется, не опасаться лейкемии и сочинять стихи наподобие деклараций МЕГАТЭ.)

"Реквием" - это поток авторских ассоциаций, возникающих при звуках музыки Бриттена. Доля военной хроники, немного компьютерного калейдоскопа и очень много - опять же в духе "тотального театра" - инсценированных биографических картинок из жизни упомянутого поэта Оуэна (вначале вполне документальных, а со второй половины фильма - настоящая чертовщина, мистические метафоры, а то и прямые богохульства пошли). Звуковая дорожка к фильму одномерна - сам "Реквием" Бриттена. А актерам досталась лишь высокохудожественная пантомима. Причем, что для Джармена редкость, он собрал в проекте множество профессионалов: Шон Бина, Найджела Терри, последний раз в жизни появился на экране легендарный Лоуренс Оливье - ненадолго, в инвалидной коляске, прочитав одно из стихотворений Оуэна. И, разумеется, Тильда Суинтон - актриса Королевского театра, очень редко появляющаяся в кино, но в фильмах Джармена - обязательно. Не знаю, что уж влекло к ней идейного гомосексуалиста Джармена - но Суинтон всегда играет у него некое воплощение Вечной Женственности, почти Богородицу.

Вот это-то уважение к своим постоянным актерам, к своим внутренним ценностям и подвигает частенько режиссера на прямые кощунства и богохульства. Религиозные фетиши и обряды занимают немалое место в образном ряду Джармена. Но специфичная натура, но конец XX века не вызывают смущения, например, представить двух гонимых обществом педерастов в роли Христа. Вот так прямо обоих и приколачивают к кресту в фильме "Сад" (1990), и два венца изготавливают, и тому подобное.

Я видел живого Джармена на 17-м Московском фестивале. Очень непосредственный человек - мальчика своего публике показал, сообщил, что сейчас снимает уже восьмой фильм о гомосексуализме. Так вот - в "Реквиеме" об этом ни слова. Даже удивительно. Снималось не по привычке видеокамерой (затем перегоняя в профессиональный формат), а сразу полноценной техникой. И получилось, если не включать евразийского видения проблемы, роскошное авангардистское зрелище. Каковое, хоть без, хоть с моими умозрениями, станет смотреть только очень любящий нестандартное кино зритель.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования