Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Отвращение" (Великобритания, 1965)

Режиссер -
Роман Поланский

В ролях -
Катрин Денев, Ян Хендри, Джон Фрейзер, Патрик Веймарк


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 8

Зрелищность - 8

Актерская игра - 8

 

В фильме, в сущности, один персонаж. Если его исполняет Катрин Денев - для меня этого вполне достаточно.

Задумчивая такая девушка. Часами может созерцать трещину в асфальте, неловко подвернув изящную ножку и не замечая этой неловкости. Или лежать весь день с открытыми глазами.

Продукт единственный в своем роде. И даже не совсем художественный, а скорее уж медицинский. Мало похожий на то, что делал режиссер впоследствии. В общем, история о том, как старшая сестра уехала с любовником на юга, а вернувшись, обнаружила полную мужскими трупами квартиру. Просто сюжет для песни "Секс пистолз".

Психов и маньяков в истории кино более чем достаточно. Но, пожалуй, впервые (и единственно) сюжет подобного рода начисто избавлен от детективного, драматургического элемента - с одной стороны, и от любых моральных посылов - с другой. Перед нами развернутая вот именно медицинская картина развития болезни. Ее можно назвать - боязнь жизни. Вполне приятный джентльмен объясняется красавице в любви - а она его канделябром по голове…

Задумчивость ее не совсем обычного свойства. Она как будто прислушивается, присматривается - как внутри ее растет, развивается, разворачивается сумасшествие. Вещи и события, провоцирующие прогресс, совершенно незначительны - те же трещины, зубная щетка любовника сестры в ее персональном стаканчике, освежеванная кроличья тушка. Поланский - большой мастер нюанса. Этой самой тушкой он достанет кого угодно.

И мы фактически смотрим калейдоскоп галлюцинаций свихнувшейся красавицы. Квартира змеится разломами стен, в кровати регулярно обнаруживаются брутальные типы, насилующие "маленькую недотрогу". Вполне по Фрейду - сама не может переступить последний рубеж в отношениях с мужчинами, значит, сублимирует фантазиями о насилии. Правда, реальные мистеры, попавшие в квартиру, были явно иного склада - и поплатились. То ли за несоответствие, то ли за грехи фантомов-предшественников.

И тишина… Непроницаемая тишина, в которой это все происходит, способна и вполне стойкого зрителя довести до легкого умопомрачения.

Мне, кстати, приходилось в жизни встречать не менее красивых и не менее загадочных особ. Так что фильм, похоже, призывает к бдительности. Иного вывода из него просто невозможно извлечь.

Помимо того, что фильм не совсем традиционен для автора, он еще совершенно особняком стоит в фильмографии актрисы. Как ни крути, мадам (тогда еще мадмуазель) всегда была большой конформисткой. Стерв она, конечно, переиграла достаточное количество. Но все это вполне вписывалось в каноны буржуазного идеала - против которого, с ее помощью, лично я уже ничего не имею против. (Чудо как хороша!..) "Отвращение" - это тоже своего рода сублимация, участие в радикальном проекте, подобное чему актриса записала в свой актив лишь совсем недавно, во второй половине 90-х ("Пола Х", например, большого оригинала Лео Карракса - но и там только жанр, а не роль). Фильм был вполне созвучен революционному пафосу 60-х - феномену хиппи, в частности. Только со знаком "минус". Героиня внешне - типичная бытовая хиппи: хайр болтается как придется (и начальство недовольно!), неряшлива, полная отмороженность во взоре. Ну и все - по мысли автора - вытекающие последствия.

Красивая девочка, а с головой совсем плохо. Жалко. Обидно. Несправедливо.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Один из самых страшных фильмов, виденных мною. На сколько я понимаю, это первый "чистый" хоррор, без элементов экшена и без детективностей. Причем ужас в сочетании с очень интимной, очень камерной обстановочкой - по моему ни в Европе, ни в Голливуде такого больше не снимали. Отчасти похожи на этот фильм пресловутые японские "Звонки" (ни один из которых я, правда, не досмотрел до конца, но об атмосфере фильма мнение успел составить). Но там слишком много хайтека. И нет Катрин Денев. Несколько мыслей на счет "мужиков-фантомов": не приходило ли вам в голову, что хронологический порядок галлюцинаций в головке бедной Кэрол Леду несколько сместился, а поскольку мы видим ситуацию ее глазами, то и глюки видим в том порядке, какой ей кажется правильным. То есть, вламывающийся в комнату мужик ей начал мерещиться после того, как она своего не в меру пылкого поклонника канделябром ухандокала. Хамоватые руки, рвущиеся из стен, чтобы ущипнуть девушку за попу, являются "сублимированным", как вы это назвали, восспоминанием о таком же прытком домовладельце. Включающийся в коридоре свет и звуки шагов - отзвуки толпы, заполонившей ее квартирку в последнем "явлении". Грохот, с которым трескаются стены - "сублимация" того, как убиенный канделябром юноша ломился в квартиру. В таком случае, вопросов два: 1. откуда сердце в сумочке? С учетом того, что бритва, которой покоцали домовладельца, лежала рядом с кроликом, мы должны были бы предположить, что сердце кроличье. Но оно явно великовато для кролика. Тогда... Какой ужас! Я хочу сказать, какой ужас тогда остался за кадром. 2. что означает мужик в постели? Он, вообще, сильно смахивает на любовника сестры героини. Но, возможно, имеется в виду что-то другое. И: век не забуду это жуткое лицо на фотографии в финальных кадрах. (Автору фильма "Сияние" С. Кубрику большой пролетарский привет!) Ну и как малышку Кэрол оставили одну, если она с детства такая? И как ее сестра взъерепенилась, кода скучный в своей прямоте и правоте англичанин-любовник предложил Кэрол-Катрин подлечиться! Воистину, дьявол скрывается в деталях. В случае с фильмами Поланского это особенно верно. Могу предположить, что мсье Гакину не могут быть по душе мои потуги "типа" фрейдистского анализа этой фильмы. Но игра К.Д. настолько всесокрушающа, что так и затягивает, так и затягивает... Хочется, понимаешь, копнуть это месиво поглыбже. А вообще имя Кэрол Леду должно было бы стать таким же говорящим (и нарицательным - к вопросу о загадочных девушках) как, скажем, имя Нормана Бейтса. И еще (PPS) - параллели между "Пианистом" и "Отвращением". Когда Владик Шпильман (ну, ви, конечно, знаете Владика? Как? Его же все знают!) скрывется от вонючих наци на конспиративной квартире, голодает, болеет и его слегка поглючивает. Вот такой вот Поланский (ну, ви знаете Поланского? Знаете? Беседер!) смешной чудак.
Mit kommunistische gruss Дядя Жора. (ну, ви знаете Дядю Жору?)


Скоро на этом (замачательном!) сайте Дяди Жоры будет столько же, сколько самого Галкина. Но не могу я молчать в тряпочку, когда есть что сказать. Может просто не подписываться, чтобы не давить на других посетителей своей массой? Посмотрел недавно фильм Абеля Феррары "Ангел мщения". Дикий фильм, очень странным образом развивающий идеи "Отвращения", начинающийся вообще с буквальных покадровых заимствований. (К вопросу о непохожести фильма Поланского ни на что...) Только в роли "фантомов" выступил сам режиссер фильма. Никогда до этого не воспринимал Феррару как продолжателя "черного" дела Поланского, а получается, что, во многом, именно так оно и есть. А вчера посмотрел фильм Поланского "Что?". Безыдейная софткорная порнуха (Дядю Жору послушать, так у него все порнуха, с "Амаркорда" начиная) с практически полностью отсутствующей причинно-следственной связью. Первое, что вспомнилось - "Отель "Ноая Роза"" Феррары. Не случайное это совпадение, ох, не случайное...
Дядя Жора

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования