Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Прорва" (Россия-Франция-ФРГ, 1992)

Режиссер -
Иван Дыховичный

В ролях -
Уте Лемпер, Александр Феклистов, Алексей Кортнев, Евгений Сидихин, Сергей Маковецкий, Наталья Коляканова



Ссылки
 IMdB


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 6

Зрелищность - 7

Актерская игра - 7

 

Линейного продюсера я приплел только для того, чтобы показать, до какой степени подобострастия может дойти местный интеллигент. Кто такой линейный продюсер? Никто не знает. Но в Штатах он на блатном месте в титрах, и эти туда же. Слава Богу, больше подобного не встречалось. А ведь Дыховичный в тот момент едва не сместил с пьедестала элитного кино все более и более мрачнеющего Сокурова. Но не дали. (Линейные продюсеры, должно быть, в том числе.)

Верноподданность, впрочем, этим не исчерпывается. Я вот смотрел-смотрел все 104 минуты и думал, что же это все напоминает?..

Едва "Прорва" появилась на московских экранах (и дальше не пошла - 93-й год все-таки…), как кинокритика обвинила Дыховичного едва ли не в тайном сговоре с Ниной Андреевой. В ностальгии по большому стилю, по имперским масштабам - уж точно. Не видя, можно подумать, что появилось продолжение лимоновского "У нас была Великая Эпоха…". Разве что название позволяет не делать срочных выводов.

Дело происходит в сталинской Москве. Вот только трудно понять - до- или послевоенной. Какие-то люди в форме, совмещающие функции НКВД и кремлевской комендатуры. Праздничные банкеты, где бродит малый из ведомства Риббентропа и поет хор в русских рубахах. И первые, и вторые совершенно несовместимы.

Прорва - это, вероятно, образ соавтора сценария Надежды Кожушаной, популярного в то время сочинителя из когорты, которую можно назвать неоионесковцы. Иногда кажется, что они не смогут связно написать записку мужу-жене, чтобы хлеба купил(а) - адресат не поймет, чего нужно купить. Но в вопросах тирании - все доки: хоть Арабов о Наполеоне, хоть Кожушаная о сталинизме.

"Прорва - это не то, что видим сегодня в России, а что-то невидимое в жизни, затягивающее, уничтожающее", - говорит юный писатель и сигает в окошко. Никто не толкал, не вынуждал. И вообще - ничего противоестественного не происходит. Ну, есть абсурд, глупость, хамский наив революции - настроение портит, бытовой комфорт подрывает. Но все с пафосом "чувствуют запах трупов", обвиняют друг друга в бесполости (сиречь - в безжизненности), что явно заимствованно у Шолохова в "Тихом Доне". И трупы появляются. В финале практически всех действующих лиц гонят в кальсонах к свеженькому рву. И это единственное неадекватное (хотя…) деяние в фильме. Причем… Причем! - это те, кто и создавал весь этот дискомфорт, хамство, самодурство, внес грязь везде, где мог внести. И власть совершенно не при чем. Как не причем недобитые старорежимные и плебс. Финал - трогательное единение влюбленных дворянки и вокзального носильщика, едва видимое в затемненном кадре. Но - замеченное все же. При всей неупорядоченности, бестолковости событийного ряда, из фильма при желании можно извлечь мораль: власть, аристократия, народ - чисты. Производить грязь и смрад может только загадочная каста холуев, форменные оборотни, средний класс, положим, о котором тогда активно толковали. И власть обязана время от времени проявлять жестокость, ежели зарываются - все равно набегут невесть откуда новые. Вот Дыховичный едва и не попал в сталинисты за подобные аллюзии. Хотя едва ли добивался этого сознательно. Просто не тот жанр взял для вольных упражнений. Миф захотелось создать, эпос - а там нужны как раз белое и черное, хорошее и плохое. И закон жанра неумолимо расставил все по местам, хлопнул интерпретатора по лбу - дабы не рокировал устоявшиеся исторические образы и стереотипы.

И я вспомнил, что это напоминает. Голливудские гангстерские фильмы! Убери из них начальный титр, какой-нибудь "Чикаго, 1932 год" - и получится то же самое: комплексный обед для нелюбопытных. "Канализация стереотипа" в программах по манипуляции массовым сознанием называется. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования