Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Дом для повешения"
(Югославия-Великобритания, 1988)

Режиссер -
Эмир Кустурица

В ролях -
Давор Дюймович, Бора Тодорович, Любица Аджович, Хусния Хашимович, Синоличка Трйкова


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 8

Зрелищность - 9

Актерская игра - 8

 

Великолепная этнография! Вершина и звездный час боснийского вундеркинда Кустурицы!

Вот только непонятно - радоваться или огорчаться, что этот час наступил так рано. Мы получили полноценный шедевр, но такого рода, что сразу обескровил и обесценил все последующие усилия автора. Создав свой особый жанр ("Какие мы бескрышные!") и его эталон с соблюдением всех параметров высокой трагедии, Кустурица автоматически стал заложником ситуации, заложником своей темы и своего шедевра. Дальше, как редко ни снимай, будут по традиции обвинять или в самоповторах или в самопародировании. Напряжением ума Кустурица таких обвинений избежал, получив немногим лучший результат - самоокарикатуривание. Пустился мастерить то ли трагифарсы, то ли черные комедии, то ли какой-то киногротеск. Но критерии жанра, за который он почему-то упрямо держится, резко противоречат подобным модификациям - он (жанр Кустурицы) органично ложится только в матрицу прожанра трагедии.

Но это о будущем, которое мы уже знаем. Сейчас о "Доме для повешенья", запущенном в европейский и русский обиход с инвалидным названием "Время цыган".

Кого в фильме только нет! Брат героя - клинический игрок, готовый разрушить собственный дом, шантажируя "прижимистых" родных. Босс героя - клинический лжец и аферист, способный продать братьев, жену, детей. Сосед - клинический курильщик, регулярно впадающий в кому от табачного перебора. Все - сверх, без меры, через край… И, наконец, сам герой - юноша, наделенный телекинетическими способностями, имеющий только одного друга - индюка (его подло сварят), и неистово влюбленный в некрасивую девочку-соседку, чьи родители - против (не будь Кустурица сам собою!..). Звуковая дорожка густо, без остатка забита чем попало - кудахтаньем, мяуканьем, воплями детей и баб, шумом машин, непосредственно диалогом, да еще Брегович отыскал какой-то щипковый реликт и нудит душу прямо поверх важного фрагмента текста.

Если брать строго визуально - перед нами картинка того, как определенные слои бывшей союзной Югославии зарабатывали на территории процветающей Италии: попрошайничество, щипачество, проституция, торговля детьми… Но Кустурица слишком укоренен в дух своего народа, подключен к его кровеносной системе (оттого, пожалуй, и однотемье), чтобы создавать только политически-актуальное или морально-назидательное кино. Он даже не пытается применять нравственные оценки. Тут все расставляется по местам само собой. Тут мистика!.. Прожженный авантюрист готов на все, но у него ничего не получается. Зато невероятные аферы отлично удаются доброму и честному юноше. Наверное, лишь потому, что он не пользуется своими сверхспособностями - то, что от Бога, не должно служить низменному. Его душа и тело словно живут разными жизнями. И словно сама судьба не позволяет владеть неправедным богатством - наводнение разрушает его тайник. А сверхспособности он применяет лишь раз - чтобы покарать откровенное зло. И тут же расплачивается, погибает сам.

Дальше будет т оже самое - но с другими. Уже ловкий сынок покойного умыкнул монеты с мертвых отцовских глаз, заложив фундамент и своей судьбы, и будущих постановок режиссера - ерничанье на теме военной трагедии в "Подполье" или размытости самого понятия "трагедия" в "Черной кошке, белом коте".

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования