Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Смерть и дева" (Великобритания-Франция, 1994)

Режиссер -
Роман Полански

В ролях -
Сигурни Уивер, Бен Кингсли, Стюарт Уилсон


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 7

Зрелищность - 6

Актерская игра - 7

 

Тут двое горе-киноведов - не будем называть их имена и псевдонимы, хотя вы можете их прочесть на главной странице - не смогли найти художественной ценности в фильмах Поланского. Дело даже не в том, что видели-то всего один фильм, а в том, что этот один - несомненный шедевр "Горькая луна". Категорично не принимая космополитизм и аморальность автора, я все же должен подать голос в защиту работ Поланского.

"Смерть и дева" снят двумя годами позже "Луны" и относится к генеральной линии творчества режиссера, а не к сиюминутным порывам, к которым, как не крути, "Горькая луна" и относится...

Линия эта - как бы продолжение творчества Альфреда Хичкока на современном этапе, вариант "как бы снимал Хичкок в наши дни". Хотя определенное количество лет их работа шла параллельно, Полански смог избежать вторичности и эпигонства по причине личного кинематографического изобретения. Его преступники, маньяки и прочие злодеи обнаруживаются уже в самом начале повествования. Но все время у зрителя сохраняется сомнение - а они ли сделали это? Иногда истина выясняется на последних секундах, иногда - вовсе не выясняется и остается впечатление, что и у "следователя" поехала крыша, и тебя так дешево провели за нос...

"Смерть и дева", получившая название от одного из произведений Шуберта, идеально соответствует этой модели. В одной из стран Южной Америки, после падения диктаторского режима (как сообщает начальный титр), замужняя дама узнает в случайно заглянувшем в их дом человеке тюремного доктора, чьи функции заключались в изощренном продолжении пыток и издевательств над политическими заключенными, одним из каковых она в предшествующие годы являлась. Весь фокус в том, что глаза у нее все время были завязаны и единственные критерии опознания - это голос, коронные словечки и запах. А также кассета с записью "Смерти и девы", под которую доктор "трудился" и которая нашлась в машине гостя.

Муж дамы, опытный адвокат и важный человек в новом правительстве, понимает смехотворность таких доказательств, но сделать ничего не может, поелику жена уже завладела семейным пистолетом, гость связан и на голове его уже красуется первая рана...

В иные моменты абсурдность ситуации доходит до того, что кто-то из моих домашних отреагировал: "Во дура пристала к мужику!" И если бы доктор на последних секундах не признался (эдак по-большевистски, с вызовом) во всех своих грехах, то мировой зритель наверняка бы возненавидел бедную политузницу. А так все испытали огромное облегчение, тем более огромное, что сил (и у героев и у зрителя) уже практически не осталось. Героиня до того обессилела, что просто взяла и отпустила мучителя. Неожиданный, кстати, для изначально заданного темпа и темперамента картины финал.

Я сразу вспомнил фильм Сидни Люмета (тоже режиссер не из последних) "Смертельная ловушка". Та же классическая схема: одна декорация, три персонажа, постоянно меняющееся отношение к ситуации (интригуют, так сказать). Но в американской до мозга костей (до перфорации) "Ловушке" интрига-то бумажная какая-то, внешняя, головизной отдает. А вот у Поланского и суеты мало, и поворотов поменьше старается наворотить, дабы интрига происходила где-то внутри зрителя - и получается.

Родился человек в Париже, бедное еврейское детство, "тяжелая" тоталитарная молодость в Польше, эмиграция, работа в Великобритании, Франции, США. Затем обвинение в совращении малолетних и вынужденное "прозябание" в Париже. Рвется душа режиссера в романтичную Америку (где его мгновенно должны арестовать еще в аэропорту), сотрудничает с американскими фирмами, крайне неохотно приглашает европейских актеров. А вот фильмы снимает неамериканские, никуда не денешься от "непрогрессивного", "нецивилизованного" импритинга. И, должен заметить, результат получается оригинальный. Сигурни Уивер в европейском фильме - пикантная вещь. И главное - уникальная. А заодно можно сразу и безошибочно определить - каков американский актер в деле: актер или американский. У Поланского пока неприятных открытий не было...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования