Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

«Персона» (Швеция, 1966)

Режиссер -
Ингмар Бергман

В ролях -
Лив Ульман, Биби Андерсон, Маргарита Круук, Гунар Бьорнстранд


Оценки

Общая - 9

Сценарий - 10

Зрелищность - 8

Актерская игра - 10

 

У великих кинорежиссеров почему-то принято работать строго концептуально: из фильма в фильм кочуют символика, сквозные образы, темы расщепляются, двоятся, троятся, выворачиваются наизнанку. В случае Бергмана жаловаться на это грех - его шедевр, вывернутый мехом наружу, все равно остается шедевром.

«Персона» - это продолжение размышлений над темой фильма «Лицо». Ну ладно, - сказал себе в свое время Бергман, - лицо, личина, маска - это хорошо. Но все это внешне и в равной мере изменчиво. А более глубокие слои?

Так появляется ПЕРСОНА - то, что для себя и что может не обнаружиться никогда, маскируемое хоть подвижным лицом, хоть неподвижной маской. Впрочем, в данном случае - наоборот. Героиня - актриса театра, по фамилии Фоглер. (Герой «Лица» - гастролирующий медиум, по фамилии Фоглер.) Ее-то маски подвижны, и в каждом спектакле подвижны на свой манер. Внезапно, посреди очередного представления ей надоедает собственное тотальное лицедейство - она надолго замолкает и в дальнейшем мы имеем дело с практически неподвижным лицом скандинавской бабы, которой уже мало что интересно в жизни.

К ней приставлена медсестра - простушка и пустомеля, без особых амбиций, которая сразу сообщает: «Я не очень сильна психологически.» (О! Это нас должно мгновенно насторожить...) Впрочем - и тут не без масок. В порочности и лицемерии ее можно будет вскоре уличить. Но это от того же корня - жизнелюбие, любовь к маленьким радостям и невеликая склонность рассуждать о моральности и внеморальности каждого своего шага.

Прочие персонажи - несущественны.

Вынужденная непроницаемым молчанием дивы к постоянной болтовне - дабы тишина не превратилась в кошмар - медсестра постепенно выбалтывает всю свою жизнь, свою суть чужому ей человеку. Образующийся вакуум требует заполнения - она легко поддается соблазну научиться курить, ей мерещатся звуки голоса подопечной, ее появления в своей комнате. Она интуитивно чувствует, что сейчас может быть заполнена любым содержанием, о чем и сообщает: «Я могу превратиться в Вас, если попытаюсь. Я имею в виду внутренне. И Вы тоже можете превратиться в меня. Конечно, у Вас душа больше и она не поместиться в меня.» Что уже собственно происходит - молчаливая дива, слушая и забирая, обретает спокойствие и внутренний комфорт. Ее визави, не способная вместить, по ее признанию, все, заполняет себя чем удается - становится раздражительной и жестокой. Перевоплощение доходит до невероятного градуса - муж звезды решительно заключает в объятия медсестру, не замечая находящейся рядом жены. А не услышавшая от подопечной ни слова простушка Альма вдруг пересказывает своему демиургу всю ее жизнь, особенно то, в чем знаменитая Элизабет Фоглер никогда не хотела себе признаться...

Все это, впрочем, лишь приблизительный пересказ видимого на экране. Фильм многомерней и практически ничего в нем не завершается в привычных нам смыслах и категориях. Наоборот - раздваивается и проступает друг сквозь друга. Но тем самым Бергман создал один из мощнейших киноэталонов в истории кино. Неслучайно - и начинается и заканчивается фильм показом работающего киноаппарата и нарезкой из кинолент всех мыслимых жанров. Режиссер как бы подчеркивает, что мы имеем дело с киноанализом некоего явления или процесса, нежели с реально произошедшей историей. Выглядевшей в реальности может быть совсем иначе. А вот кинопленке как раз под силу уловить и запечатлеть то, что происходит на самом глубоком уровне, а не только видимую вульгарную смену лиц и масок.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования