Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Отец в командировке" (Италия-Югославия, 1984)

Режиссер -
Эмир Кустурица

В ролях -
Микки Майнолович, Мирьяна Каранович, Мустафа Надарьевич, Мира Фурлан


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 8

Зрелищность - 8

Актерская игра - 7

 

Что, безусловно, заслуживает уважения у Кустурицы - его стойкая невовлеченность в массовые психозы и истерии современности. Не знаю - насколько свободно можно было обсуждать в 84-м году в СФРЮ тему сталинизма и репрессий начала 50-х. Примечательно, что она обсуждалась! И вот то, что сделал Кустурица, разительно отличалось как от более ранних поделок дубоголовых голливудских ремесленников, так и от чуть более поздней перестроечной пропагандистской волны.

Жанр фильма довольно ходовой - семейный конфликт как индикатор общественно-политической ситуации. Коммуниста-турчина (местное название сербов, принявших ислам - тех, кого во время войны в Боснии называли "мусульманами") "сдает" брат его жены. По сути, из-за бабы, любовницы первого. Но есть и политический повод - зять не согласен со свежими политическими поветриями. Здесь нужно пояснить ситуацию, дабы зритель и пользователь, обработанный демократической пропагандой, не воспринимал ситуацию искаженно. В означенный период расхождения КПСС и СКЮ состояли вовсе не в рывке последнего, как нас убеждают, к демократии, а как раз наоборот. Союзу коммунистов Югославии чрезвычайно не понравился отказ Сталина от курса на "мировую революцию" и ориентация на государственное строительство. И он, едва ли не в одиночку, решил продолжать троцкистскую, по сути, практику "перманентной революции". В фильме все время мелькает газета с карикатурой - Маркс сидит под портретом Сталина, мол, последний взял на себя наглость определять направление развития социализма. Герою карикатура не понравилась, за что и был отправлен на "развитие социалистического хозяйства". Детям сказали, что папа уехал в командировку.

История, начавшись в семье, за ее пределы так и не вышла. Никаких монстров - жрецов идеи, никаких припадочных, соловьевско-михалковских приговоров системе. Если семья произвела урода - при чем тут система? Наряду с отсутствием монстров, в фильме нет и ангелов. Герой тоже ничего себе типчик, хотя и на бытовом уровне. Вернувшись домой, он не заделывается диссидентом, не присоединяется к припадочному хору - у него разборки только с теми, кто решил пожить за его счет. Система, любая, совершенно не при чем. Коммунизм forewer!

Если определять степень "кустурианства" фильма (полагаю, на сегодня это вполне киноведческий термин), то получится где-то процентов на 75. Сугубый реализм и сдержанность в эмоциях располагают его на некоторой дистанции от позднейших работ режиссера. Хотя в нем есть все приметы фирменного стиля, о чем лучше прочесть в "Черная кошка, белый кот". Взять хотя бы стойкую тягу автору к экстраординарным свойствам психики. Герой первой полнометражной работы - "Помнишь ли Долли Белл?" (1980) - пытался выработать их у себя искусственно. Но это самоистязание, а не чудо. (Кустурианства здесь где-то 40%.) На остальное просто не остается сил, времени, места. Младший сын "командированного" - уже натуральный сомнамбула, и словно освобождается пространство для множества дополнительных персонажей, сюжетных линий, путающихся под ногами котов и кур… Оставался единственный шаг до чуда, чтобы все это обрело окончательную онтологическую свободу - заорало, забегало, принялось пить ведрами сливовицу, летать, стрелять во что попало, воскресать и, воскреснув, сразу же тянуться к выпивке и добрым сиськам… Все это совершилось четыре года спустя, в "Доме для повешения".

Ну, а пока "Отец в командировке" получил вторую по значимости награду и приз ФИПРЕССИ на Каннском фестивале 85-го года.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования