Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

«Орфей» (Франция, 1949)

Режиссер -
Жан Кокто

В ролях -
Жан Маре, Франсуа Перье, Мария Казарес, Мари Деа


Оценки

Общая - 10

Сценарий - 10

Зрелищность - 10

Актерская игра - 9

 

Самый загадочный фильм из всех, что я видел. Существуют, разумеется, фильмы Бунюэля и Бергмана, Годара и Тарковского, Линча и Сокурова - наконец, чья изначальная недешифруемость составляет как минимум половину их успеха у «продвинутого» зрителя. Здесь же все до отвращения педантично уложено по полочкам, освещен каждый закоулочек сюжета. Но я уже много лет не могу понять - как можно было в 1949 году, с помощью обычной 35-мм пленки и известных мелодраматических актеров передать натуральный потусторонний ужас, холод и сквозняк. Которые и в 2000 также холодны и пронизывающи. Как мог хоть и не простой, но смертный сконструировать такую модель потустороннего , которая зрителю, знакомому с посюсторонним, кажется предельно точной и убедительной. (Так визуализировать мистический ужас, с моей точки зрения, еще никому не удавалось.)

Начитавшись в свое время как не-, так и реализованных сценариев Кокто, могу уверенно заметить, что для кино он избрал своеобразную форму построения произведений, резко отличающуюся как от его театральных проектов, так и чисто литературных трудов. Он брал самые известные, самые попсовые сказочные сюжеты и швырял (именно «швырял»!) в гущу повседневной французской жизни. Вот этот свист и шок перелета между разными культурными измерениями и создает первое иррациональное волнение.

Обычная богема в обычной забегаловке, обычные для тех лет литературные хулиганства, вроде пустых страниц журнала (поэма «Обнаженность», понимаешь), полемика, перерастающая в потасовку. И вместе с тем героев зовут Орфей и Эвридика, дамский клуб именуется «Вакханки», а газета - «Солнце». Все вербальное - антично, все визуальное - до уныния современно.

Тут же Орфей впервые видит Смерть. Ее «легенда» - издательница модного журнала и покровительница перспективного поэта, который, впрочем, здесь же и погибает, сбитый загадочными мотоциклистами. Слуги у Смерти тоже вполне современны...

Второй удар по психике - исполнительница этой роли. Пожалуй, самая загадочная актриса французского кино - Мария Казарес. Чрезвычайно некрасивая, но обладающая просто зловещим обаянием и эротическим притяжением, с неправдоподобно идеальной для живой женщины фигурой, как на гравюрах Бердслея или в комиксах об амазонках. Этот парадокс - невозможно, но зримо и не вызывает особого удивления - присутствует практически везде. В перечне - все инфантильно: во владениях Смерти окрестный пейзаж тот же, только из позитива переходит в негатив; по измерениям путешествуют через зеркала; прически слуг Смерти не колеблются от земного ветра, но развеваются от потустороннего, у живых - наоборот... Но у Кокто это настолько естественно (после перелета из мифа в парижское кафе), что не только как модернизм, но даже как кинотрюк не воспринимается.

История-то, собственно, о любви. Смерть полюбила поэта Орфея, для чего загадочные мотоциклисты умертвили вначале другого поэта, чьи гениальные (в эстетике той поры) строки Орфей слушает по загадочному радио - дар Смерти, а затем и Эвридику - устранение помехи и расчет. Но самое-то интересное, что нынешний Орфей, отправляясь за женой, твердо не знает - кто ему нужен: Эвридика или Смерть. (Я, грубо говоря, «болел» на своем диване за Смерть - но это вина гения Кокто.) И это третий удар - однозначная позитивность базовых произведений искусства подвергается столь умелому обольщению, что становится страшно за себя.

Все закончится, конечно, в соответствии с каноном, но на этом изгибе, сочиненном и снятом Кокто, придется узреть много такого, что еще долго не даст вам покоя и будет заставлять думать, думать, думать...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Гений Кокто нашел идеальный инструмент для своего выражения - гений Маре. В "Орфее" это видно, как ни в одном другом фильме из всех созданных этим тандемом
Скогула


А я читала, что "Орфей" - это трилогия. Да? И если да и Вы смотрели всю, то когда напишете?


Изумительно красиво снятый фильм и по-своему - единственный в своем роде. Античный сюжет, кажется, сохранен, но все вывернуто наизнанку: "мир живых" суетен и пуст, и лишь мертвые - Смерть и Эртебиз - способны на настоящие чувства. Да и сам фильм - поединок двух сильных чувств, двух сильных личностей, и объекты их страсти - как Орфей, так и Эвридика - мелки и то идут на поводу у сиюминутных желаний, то живут по указке Эртебиза. Неудивительно, что фильм венчают не объятия Орфея и Эвридики, а мрачная - похоронная по сути - сцена - два Главных героя должны платить за свою любовь... О Казарес все уже сказано автором. Но кроме того, это, наверное, лучшая роль неподражаемого Франсуа Перье
Е.Цымбал


Это Мария-то Казарес некрасива? Любопытно. И что Вы имели в виду, когда назвали Маре, Казарес, Перье, Деа "известными мелодраматическими актерами"? И не понятно, что Вы имели в виду словами "однозначная позитивность базовых произведений искусства подвергается столь умелому обольщению..." Но все равно спасибо за рецензию. Она хороша

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования