Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

Ностальгия (Италия-СССР, 1983)

Режиссер -
Андрей Тарковский

В ролях -
Олег Янковский, Эрланд Юсефсон, Домициана Джордано, Патриция Террено, Милена Вукотич



Ролики
/Маленький/
/Средний/
/Большой/



Ссылки
 Официальный сайт
 IMdB
 OZON
 ВидеоГид
 e-reference.ru
 Андрей Тарковский


Оценки

Общая - 9

Сценарий - 9

Зрелищность - 9

Актерская игра - 9

 

"Ностальгия" отчего-то оказалась самым обделенным вниманием фильмом Тарковского. Меня это всегда удивляло, и я считаю его не только одним из лучших у автора, но и вообще в истории кино.

Тарковский, конечно, способен вызвать раздражение. Герой всегда носит имя режиссера, звучат стихи Тарковского-старшего к месту и не к месту, все время собака под ногами путается, все время персонажи нарциссически пялятся в зеркало и вечно протекают потолки...

"Ностальгия" - своеобразный каталог авторских штампов. Тут, дополнительно, и разводы белого по воде, и парящее перышко, и бесполость главного персонажа, и средневековые фрески под заунывные хоралы. Яблок только нету.

Зато появились свойственные для "европейского периода" режиссера ядерная паранойя и, сейчас бы сказали, глобалистские тенденции - надо бы, мол, разрушить государственные границы. (Не ты делал, не тебе и разрушать - хочется заметить, поигрывая кистенем.) А это раздражает еще больше, чем все штампы, вместе взятые.

Я не знаю, словом, почему мне нравится "Ностальгия". Загадочный гений.

Советский писатель Андрей Горчаков совершает поездку по Италии, собирая материал для книги о российском крепостном музыканте, набиравшемся там профессионального опыта (протопип - крепостной графа Шереметьева Максим Сосновский). Как и большинство персонажей Тарковского, главный герой - шизофреник. Он едет пол-Италии, чтобы взглянуть на известную фреску, но у самого храма агрессивно отказывается от своей прихоти. И так далее.

Общается он, по сути, только с двумя людьми. С роскошной переводчицей-итальянкой (очень жаль, что Домициана Джордано снимается архиредко) и с другим шизофреником, местным, которым периодически овладевают навязчивые идеи. Одной из них он и заразил русского, снедаемого совершенно необъяснимой тоской... Вот, пожалуй, и все.

Но главное в другом. Сюжет для Тарковского всегда был последним делом (иногда его и вовсе не было). Им двигало желание изобразить, ПОКАЗАТЬ недоступные глазу ценности, чувства, эмоции - ту же тоску, например. И он в этом преуспел, как никто, наверное, другой. Но тут дилемма - близко подойдя к цели, его образы и приемы сами стали неземными, плохо уловимыми, невнятными для обыденного сознания. Можно лишь приблизительно представить масштаб совершенного Тарковским - и проникнуться почти суеверным почтением перед этими творениями и их творцом.

В его следующем (и последнем) фильме "Жертвоприношение" (1986) можно найти ту же главную мысль (и одержимого сыграет тот же Юсефсон) - некая идея, некий поступок способны изменить мир. Спасти его или погубить. Пусть самая бесполезная идея и самый абсурдный поступок - все зависит лишь от силы желания.

Вот так и самим Тарковским. Я за много лет так и не решил - добрый ли он гений или злой. Но сила его внушения, но величье им сделанного изменили многое. И не только в кино.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования