Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Носферату - симфония ужаса" (Германия, 1921)

Режиссер -
Фридрих Мурнау



Оценки

Общая - 8

Сценарий - 7

Зрелищность - 9

Актерская игра - 7

Купить этот фильм в формате
MPEG4
 

Представьте себе, фильм с таким жизнеутверждающим названием свободно и спокойно смотрели жители большевистской России!

Это много позже, в 70-х, шедевр Мурнау превратился в идеологическое пугало. (При всей моей любви к идеям и практике социализма, не могу иногда не удивиться страсти его вождей перестраховаться...) Но лично на меня подслеповатые кадры в бескомпромиссных книжках о буржуазной культуре оказали прямо противоположное действие. "Носферату" превратился в мечту, в несбыточное желание увидеть эти кадры ожившими и домотавшимися до титра "Fin". (Честно говоря, если бы мне вовремя предложили отказаться от этой мечты ради той практики, которая мешала ее осуществлению, я бы согласился.)

Весьма трудно в данном случае решить - к какому потоку: коммерческому или элитарному - относится фильм с таким названием и сюжетом. В пользу последнего говорят, в основном, его труднодоступность и слава одного из первопроходцев. Что в немалой степени повлияло на закупку советским кинопрокатом - тогда перебирать не приходилось. Но это, конечно, не главное.

Немецкий экспрессионизм, одним из первых кинообразцов которого был "Носферату", появился как антикапиталистическое, антибуржуазное, антиурбанистическое направление. (Последний из перечисленных мотивов всегда был силен в бюргерской Германии.) Он декларировал примат не самой реальности, а видения, восприятия этой реальности - как критерия истины. Привычка, конформизм не позволяют нам (им) разглядеть скрывающиеся за знакомыми формами и очертаниями жуткую несправедливость, вырождение, девальвацию истинных ценностей. А посему - нужно сорвать конформистский покров с реальности. Показать ее как можно более гротескной, уродливой, неестественной. И показывали.

Если взять просто перечень названий фильмов Мурнау: "Сатана", "Двуликий Янус", "Пылающая пашня", "Четыре дьявола" - то понимаешь, что идеи экспрессионизма он воспринял всей душой.

Если же брать конкретно "Носферату", то не сразу (а то и вовсе "не") свыкнешься с мыслью, что фильм принадлежит "антибуржуазному" течению. Ну, экранизация известного "Дракулы" Брема Стокера, ну, ужастик для массового потребления... И приходится корректировать предыдущее утверждение. Душой-то душой воспринял, но не столько идеи, сколько сугубо формальные приемы, позволившие ему создать достаточно оригинальный авторский стиль.

С первых же кадров у нас перед глазами придурковатый главный положительный персонаж - оптимизм и жизнерадостность опережают все остальное - весьма похожий на Моцарта, сыгранного Томом Халсом в "Амадее" Формана. Сразу появляется и полпред, так сказать, Зла - маклер Ренфильд, с коротким туловищем, дюймовыми бровями, гнусной ухмылкой. Зрителю ошибиться - кто есть кто - невозможно, а вот герои ничего не замечают... По Карпатам невозмутимо бегает натуральная гиена. Жертвами загадочной эпидемии становятся "особенно люди разумные и сильные" (просто хочется восторженно заверещать от такого романтичного наива!). Если не учитывать экспрессионисткой специфики, все это можно было бы назвать привычным определением "клюква".

Но "клюквенного" настроения не возникает. Ухмыляешься, конечно, в соответствующие моменты, однако, к работе вообще относишься вполне серьезно. Это, повторяю, 1921 год. Но морфологическое сходство здесь не с общим потоком продукции тех лет, а, скажем, с фильмами Довженко, дебютировавшим пять лет спустя.

В свое время я, как человек мало знакомый с нотной грамотой, удивлялся - каким образом Дебюсси мог зафиксировать на бумаге все эти свои иррациональные звуки, едва уловимые прикосновения к клавишам... А после услышал те же опусы, исполненные на синтезаторе. Ну вот именно для этого инструмента и писалось. Сочинял и мучался, что под рукой только скупой и строгий рояль.

То же самое можно сказать и о Мурнау, которому явно было тесно в рамках немого кино - как его возможностей, так и его стереотипов.

Уместить в 58 минут (вот было время - никто не подгонял к принятым полтора-двум часам, сколько душа требует - столько пленки и отрезаешь!) достаточно объемный и вычурный роман Стокера - дело нешуточное. Ясное дело, приходилось прибегать к избыточному количеству титров. Но Мурнау бережет не столько даже зрительский комфорт, сколько цельность и гармоничность своей работы. Наряду с шаблоном, он использует для той же цели якобы строки из читаемой книги, писем персонажей, газетных статей. Эксперимент по сохранению ритма повествования во всю ширь и удачный. Но что-то я не помню, чтобы современники воспользовались находкой...

Второе. Практически все "натурные" сцены снимались действительно на натуре, а не имитировались в павильоне: горы, море, лес и т.д. По сравнению с фильмами современников это был настоящий эстетический шок. Морские пейзажи Мурнау - отдельные, самостоятельные произведения искусства! И здесь уже можно усмотреть зародыш документального, научно-популярного кино. Режиссер снимает фильм ужасов, но в нем находится место - вновь как художественным деталям - весьма подробно и точно заснятым сценам поглощения насекомого странным растением росянка, поглощения какой-то инфузории странным животным гидра, опутывание пауком паникующей жертвы... Неважно где это происходит - в научной лаборатории или замшелом углу психушки. Автор считает необходимым ввести подобные кадры.

И последнее и главное. Феллини когда-то сказал (цитирую по памяти), что свет - это Бог кино, с его помощью можно сделать все из ничего. Мурнау это понял задолго до Феллини и впервые начал делать это "все". Вместо прогнозируемой страшилки тех лет (когда нужно было заставить себя бояться), Мурнау снял произведение киноискусства. А кажется - чего проще: распахни или сомкни створки юпитера... И этой находкой никто многие годы не собирался пользоваться.

Мурнау явно не мог работать в Европе 20-х. И тем самым оказался честнее многих современников. Он уехал в Соединенные Штаты за несколько лет до выхода на историческую арену НСДАП и ее вождя. Не бежал от возмездия за космополитические и антинациональные выходки, а стремился в богатую и хорошо оснащенную Америку для приближения заветного "кино будущего". Сняв пару коммерческих работ, он приступил в начале новых 30-х к совместному проекту с известным кинодокументалистом (!) Робертом Флаэрти. Да с таким пылом, что матерый Флаэрти просто ушел со съемок. Мурнау в одиночку закончил фильм, создав, вместо планируемой документалки, некий идеальный синтез игрового и документального кино, носящий сегодня название "Табу".

Вскоре после премьеры режиссер погиб в автокатастрофе. В городе, чье название сегодня стойко ассоциируется со сведенными от сладости челюстями - Санта-Барбара. Что, по-моему, глубоко символично.

Наследники Мурнау получили за его последнюю работу 150 тысяч долларов. Старыми, разумеется...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Очень интересно после этого фильма посмотреть другую работу - "Shadow Of Vampire".Советую

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования