Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

Нога (СССР, 1991)

Режиссер -
Никита Тягунов

В ролях -
Иван Чужой, Петр Мамонов, Иван Захава, Натлья Петрова, Фархад Махмудов



Ссылки
  IMdB
 ВидеоГид
 OZON


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 8

Зрелищность - 8

Актерская игра - 9


Оценки

Общая -

Сценарий -

Зрелищность -

Актерская игра -

 

Это что-то вроде "Носа" Гоголя, но в другом жанре.

Лента, по моему мнению, программная и ключевая для современного русского кино, но мало кем замеченная. Никита Тягунов дебютировал в кино ошеломляюще. Помимо собственного режиссерского старта, он, во-первых, позволил дебютировать в кино теме войны в Афганистане и, во-вторых, снял первый по-настоящему сюрреалистический фильм на русском языке - из тех, что в принципе не подлежат расшифровке. Т.е., внутри сюжета есть собственная логика и правила игра, но они никак не могут быть соотнесены с законами, логикой и правилами реального мира.

И, в-третьих… Тягунов заложил основу современного российского кастинга - как можно больше неизвестных, непрофессиональных исполнителей, или, как минимум, производящих впечатление непрофессионалов - картавых, заикающихся, косноязычных, едва владеющих русским языком. Раньше только Муратова и Сокуров работали подобным образом, но их пример почему-то никого не впечатлил. После Тягунова начался целый период, сохранившийся частично и до сих пор. Здесь, например, появились в кадре и автор сценария Надежда Кожушаная, и рокер Мамонов. (В отличие от "Иглы", Петра Николаевича не просто показали как икону, а дали сыграть - ну, он и блеснул…) И - главное - здесь состоялись дебюты двух фигур, без которых сегодняшнее русское кино представить трудно: Ивана Охлобыстина (под псевдонимом "Чужой") и Натальи Петровой. Первый уже выступил как актер, режиссер, сценарист и автор экранизированных литературных произведений. Вторая - как актриса и режиссер.

Рассказать все-таки немного нужно, хотя - повторяю - дешифровка в данном случае вещь неблагодарная. Два кореша попали в Афганистан, перед отправкой познакомившись с таджикской красавицей. Останки одного из них вскоре находят в ящике с надписью: "Бакшиш шурави". Охлобыстин пришел в неистовство, угнал БТР и успел разнести целый аул, пока в машину попал реактивный снаряд. Один только правоверный и смог уйти. А Охлобыстину пришлось ампутировать ногу…

Дальше начинается поле деятельности призраков, событий, которые происходить не могут, но происходят, загадочных смещений и перевоплощений. Если я это стану всерьез излагать, могут возникнуть сомнения в моей психической нормальности. Должен лишь подтвердить первоначальный тезис - нога, которую ампутировали, но НЕ УБИЛИ, обрела собственную жизнь, и даже оказалась состоятельней, упрямее остального хозяина. Так что последнему пришлось сдаться… Даже звучит архибредово. Хотя - вполне гоголевская традиция.

Впервые я смотрел фильм в начале 90-х, последний - в начале 2002. Но реакция не изменилась. Все настолько неповторимо и оригинально: манера исполнения, лексика, характер диалогов, драматургическое построение - что даже за 10 лет не возникло привыкания и разочарования. Это признак, по меньшей мере, художественной состоятельности.

Едва приступив к съемкам своего второго фильма, Никита Тягунов ушел из жизни. Трудно даже вообразить - чего мы лишились и недосчитались.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования