Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"И свет во тьме светит" (Италия-Франция-ФРГ, 1990)

Режиссер -
Витторио и Паоло Тавиани

В ролях -
Джулиан Сэндс, Массимо Бонетти, Шарлотта Гейнсбург, Настастья Кински


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 9

Зрелищность - 8

Актерская игра - 9

 

В Италии, после смерти Висконти, только Бертолуччи да братья Тавиани способны создавать эпическое кино. Но Бертолуччи - человек без принципов, мечется по модам и странам. Тавиани цельны, монументальны и безупречны уже сорок лет. Когда смотришь их фильмы, вспоминаешь подзабытые слово и понятие "народ", и никак не "социум", не "сообщество". Они - реликты, не дающие забыть это важное чувство ответственности, сопричастности истории в говеннейшей современной жизни.

С названием фильма традиционно вышла путаница. В англоязычном обиходе вообще обозвали "Ночным солнцем". И поначалу у нас запустили тот же вариант. Сейчас берет верх "Солнце светит даже ночью". Впрочем, авторы сами виноваты, упомянув в титрах как предмет экранизации только "Отца Сергия" Л.Толстого. От толстовской драмы "И свет во тьме светит", создававшейся параллельно "Сергию" и не ту же тему - здесь очень мало: название да некоторые мотивы, обертона, так сказать.

Итак, середина XVIII века. Некая придворная школа, где 50 дворянских молодцев муштруются для того, чтобы один-единственный из них занял вакансию королевского адъютанта. Но лучший - не очень знатного рода. Тогда решено женить его на родовитой девице, убив тем самым двух зайцев - девица испорчена королем, вот следы и заметут. Дворянская гордость подобного перенести не может. И вскоре мир узнает об отце Серджо.

Я почему-то был уверен, что неизбежно стану сравнивать работу с "Отцом Сергием" Игоря Таланкина. Ну, как это обычно происходит: "Фу-у, тупые американцы (итальянцы, немцы), ни хрена не хавают!..". Тавиани - хавают. Разве что несовпадение фактур былинного Бондарчука и плейбоистого Сэндса вносит определенный диссонанс. Братья-режиссеры все сделали правильно: не стали имитировать ни Россию, ни православие. Так что исчезает даже казалось бы неизбежная религиозная ревность: не подрывают ли католики репутацию православного подвижника? Впрочем, католицизм в оное время еще был похож на христианство, не пропитался насквозь сегодняшней деловитостью и прагматизмом.

Так что суть фильма и жизни отца Серджо - служение людям. Именно конкретное ежесекундное служение, а не отвлеченные утешение, согревание сердца, религиозный - пардон - аутотренинг. Но не дают же! И от собственной пользы отказываются, и подвижника по рукам сковывают. Только слух прошел о новом священнике, как вся придворная кодла в храм примчалась, аки на Виктюка, смущать молодого служителя. В схиму (или как там у них) ушел - бляди пари заключать начали на "красивого отшельника", а после первого же чуда вообще кашпировщина началась. Пришлось совсем уж в юродство пускаться - бродить безымянным по земле, браться за любую работу, хоть огороды ближнему вскапывать… Что еще раз подтверждает: гордость и гордыня - разные категории.

Сегодня, вообще, подобное кино смотришь как нечто инопланетное. Отвык, забыл. Кинематографом накоплен колоссальный опыт выразительных средств. Но к сегодняшнему дню от него остались лишь 3-4 примитивные операции с камерой, как если бы человеку оставить только хватательный и жевательный рефлекс. К чему, впрочем, и идет дело… Не говоря уж о сфере нравственной.

И Тавиани с Толстым дела не поправят. Именно потому, что их превратили в "нечто инопланетное" - удивляешься, поражаешься, можешь в морду кому-нибудь от безысходности дать, но и сам-то не поверишь, что все это всерьез, что сможет хотя бы пять минут просуществовать в реальности.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Фильм произвел большое впечатление. Найти удалось его только на Озоне, под названием "Отшельник", еще один вариант, усиливающий путаницу. Ожидала, что от повести Толстого там ничего не останется. Однако режисеры вполне бережно обошлись с классикой и переложили сюжет на итальянскую почву. В некоторых местах даже сохранены кючевые, особо значимые фразы! Ваша рецензия понравилась. Только не согласна малость, что Сэндс в фильме выглядит плейбоистым. В других фильма может быть, но не здесь. Достаточно серьезная _главная_ роль, что есть большая редкость для этого загадочного британского актера
Mara (arvarden@mail.ru)

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования