Цифровые системы
  Гостевая книга  Форум Поиск по сайту
 
Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Другие рецензии Релизы Ролики Биографии Ретро

Мюриэль, или Время возвращения
Muriel ou le temps d'un retour (Франция-Италия, 1963)
 


Ален Рене


Дельфин Сейриг, Жан-Пьер Керьян, Нита Кляйн, Жан-Батист Тьерре, Клод Сенваль, Лоранс Бади



Ссылки

 "Частная коллекция"
 e-reference.ru
 Peoples.ru
 French culture: Alain Resnais Tribute


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 8

Зрелищность - 6

Актерская игра - 7

Ваша оценка
Рейтинг 5.7 при 22 голосах.
 


 


Сложность (или неоднозначность) творчества Рене осознаешь полностью лишь тогда, когда возникает необходимость писать о нем. Раньше поглядел - и ладно, хоть забудь, чтобы жизнь себе не осложнять. Намереваясь писать этот текст, я добросовестно пересмотрел фильм. Но писать не начал. А еще и перечитал все, что у меня имелось об Алене Рене. И понял, что подобные проблемы у всех абсолютно, кто решил заработать гонорар (или славу), интерпретируя его работы. Написано, конечно, много - но столь же "ни о чем", как и сами фильмы. Особенно опасно читать самого Рене: складывается впечатление, что он просто шарлатан, специально водит за нос, напускает туману, чтобы "теорией" придать ценность и значимость фильмам-пустышкам. Что на самом деле не совсем так.

Вот и приходится "осложнять себе жизнь"...

Вся вообще фильмография Рене делится на три части. Но столь же приблизительно, как и все в его творчестве. Каждый волен сам наметить рубежи между периодами, и будет вполне прав. Говоря в данном случае о "раннем Рене", я имею в виду лишь философско-тематическую общность определенной группы его фильмов - и не более. Начиная с первой полнометражной работы - "Хиросима, моя любовь" (1959) - и включая полностью 60-е ("В прошлом году в Мариенбаде" (1961), "Мюриэль", "Война окончена" (1966) и - частично - "Люблю тебя, люблю" (1968)) - все они о памяти, или о воспоминаниях, или о прошлом. О разных гранях, разных оттенках этого нашего свойства. Которое, если вспомнить Гребенщикова, "хуже, чем сифилис". В "Мюриэли" грустная функция памяти отягчена постоянным обманом, своего рода красивым вариантом прошлого "для других".

В город на севере Франции приезжает пожилой джентльмен с племянницей. Лет эдак 20 с лишним назад у него был практически сказочный роман с юной красавицей. Теперь они далеко не молоды, не совсем уж привлекательны, зато свободны! И есть возможность сделать свою жизненную историю более красивой, выровнять кривую прошлого. Дама живет вместе с пасынком - вот пусть заодно и развлекает племянницу, хотя у него есть девушка по имени Мюриэль...

Позже присоединятся еще трое-четверо второстепенных персонажей. Эта небольшая группа людей, случайно сталкиваясь кто с кем кто где, ведет светские беседы. Это и есть структура фильма.

Так вот - все они врут. Старикам совсем ни к чему красивый жизненный финал. У нее есть вполне приятный мсье, у него - мало того что вполне живая жена, но еще и "племянница" на деле оказывается любовницей. У пасынка, конечно, есть девушка, но зовут ее совсем не Мюриэль. Мюриэль - это его фантом, ночной кошмар, зверски замученная им и его однополчанами во время войны в Алжире девушка. Алжирским прошлым делится и бывший возлюбленный его мачехи, но, ясное дело, и на этот раз врет. Впрочем, у каждого из них есть свой "человек из прошлого", с появлением которого ложь становится явной.

Однако, хуже всего то, что сочинив себе прошлое и тщательно культивируя его, герои лишили себя перспективы. Получился замкнутый круг. Делясь воспоминаниями, выговариваясь, облегчения-то они не испытывают - ведь речь идет о несуществующем. Главного мы никогда не узнаем: за что пытали алжирскую девушку, почему все они бросали возлюбленных... Но слишком занятые этим Прошлым с большой буквы, персонажи упустили настоящее. Все нынешние романы, родство, связи рухнули в одночасье. И остается лишь бежать куда глаза глядят. Надеясь наверное, что хотя бы будущее предоставит им шанс.

Кто-то из наших уважаемых читателей оставил однажды следующий комментарий: "Резенция ни о чем, значит и фильм ни о чем?". В данном случае - очень близко к истине. Я бы мог умничать еще столько же байтов, но яснее изложить суть дела вряд ли бы сумел. (Рекомендую материал знаменитой Сьюзен Зонтаг - у нее это получилось лучше всех - как приговор, но не как толкование. Память - вещь далекая от рационализма.)

Игорь Галкин

 

 

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
[an error occurred while processing this directive]


Ваш комментарий



 
Все рецензии рубрики "Элитарное кино"  
 
 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования