Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Женщина-обезьяна" (Италия-Франция, 1964)

Режиссер -
Марко Феррери

В ролях -
Уго Тоньяцци, Анни Жирардо, Ахилл Майерони, Линда де Феличе


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 9

Зрелищность - 7

Актерская игра - 8

 

Такое кино мог снимать только Феррери. Я не знаю с чем это сравнить и даже - как это назвать: черная комедия, комедия абсурда… Но иногда вовсе не смешно, вовсе грустно, а то и трагично. Похоже на ранние работы Д.Уотерса, поздние Д.Кроненберга , "Про уродов и людей" А.Балабанова, "Человек-слон" Д.Линча. Но более всего - на фильмы Гринуэя, с поправкой на национальный темперамент и приоритеты.

Непосредственно "Женщина-обезьяна" свободно вписывается в канон "комедии абсурда". Но жанр у Феррери не главное. Его интересуют странности и странные ситуации - не переступая границ сюрреализма или мистики. Уникальные - да, но вполне допустимые. Волосатая женщина - классический атавизм, подобное можно было видеть в советском учебнике биологии. Но сколь нестойка оказывается среда, как подобная малость может спровоцировать ее на абсурд гораздо больший - вот тема Феррери, источник его невероятной работоспособности и плодовитости (вплоть до самой смерти в 97-м году).

Чего стоит один профессор, эксперт по аномалиям, непременно настаивающий на девственности "феноменов", которых собрал у себя во дворце с полсотни! Здесь гвоздь - среда тяготеет к уродству, живет им, в то время как само уродство живет НОРМОЙ и не понимает - почему ему, черт возьми! - не дают быть такими, как все. Мелкий авантюрист от шоу-бизнеса, не имея другой возможности получить опеку и использовать "феномен" в своем аттракционе, женится (!) на монстре. Публично, громогласно, в церкви! Как же ей не удивиться, что он не желает исполнять супружеские обязанности? И таки настоять на своем. Но вживание в абсурд, как и во все иное, имеет перевес над здравым смыслом. В период беременности и родов героиня избавляется от своего атавизма, навсегда - становясь славной такой, молодой Жирардо. И это повергает супружескую чету в полное отчаяние - они лишаются не столько даже верного и легкого заработка, сколько привычных примет и рамок существования. Возвращение к норме требует изрядных усилий! Но тем и хорош Феррери, что в своем роде некинематографичен, не жертвует всем, чем можно, ради эффекта, ради впечатляющего, но абстрактного образа. Как привыкли, так и отвыкнете! Герой идет набивать в порт мозоли, героиня - эдакая уютная женушка, волокущая за руку совершенно здоровенького мальца и носящая в себе второго. Бледнее - да, беднее, хлопотливее стала жизнь, но герои вдруг понимают, что счастливы через край. И так у режиссера всегда - то зарежут в финале некстати, то - напротив - высокая трагедия съедет в буржуазный уют. Как никакого насилия над правдоподобием в интриге, так никакого и в развязке. Невзирая на шокирующие сюжеты, Феррери можно назвать великим реалистом.

Вот эти его стремительные и радикальные финалы и не позволяют в полной мере сравнивать содеянное им с тем же "Человеком-слоном" или гринуэевскими гротесками. Остается впечатление, что посмотрел какой-то неизвестный фильм мэтров типичного неореализма - Пьетро Джерми или Джузеппе де Сантиса, с итальянским кавардаком, итальянской непосредственностью… ("Боже, да она чудовище!" говорится столь же прямо и громко, в глаза, как и "Да она красавица!" или "Да она толстуха!") И сам автор нисколько не дистанциируется от этого кавардака и безобразий. Уже в начале фильма, подобно коронным камео Хичкока, он "засветится" в кадре - на слайд-отчете о миссионерской экспедиции, где его отрубленная (!) голова будет красоваться в руках каннибала. Спустя 23 года, в фильме "Белые - хороши", он, кстати, вернется к теме каннибализма. И это, понятное дело, совсем не будет похоже на "Зеленый ад каннибалов".

Все, что снято Феррери, ни на что не похоже.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования