Цифровые системы
  Гостевая книга  Форум Поиск по сайту
 
Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Другие рецензии Релизы Ролики Биографии Ретро

Модерато кантабиле/Moderato cantabile
(Франция-Италия, 1960)
 


Питер Брук


Жанна Моро, Жан-Поль Бельмондо, Паскаль де Буассон, Жан Дешан, Дидье Одпен



Ссылки
 IMdB
 Yahoo! Movies
 Rotten Tomatoes
 E! Online
 Jeanne Moreau Galleries


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 8

Зрелищность - 7

Актерская игра - 7

Ваша оценка
Рейтинг 6.0 при 37 голосах.
 


 


У этого безупречного с эстетической точки зрения продукта есть очень серьезный недостаток. Его идея угадывается достаточно рано и далее интерес может поддерживаться только "картинкой", которая все же - повторяю - безупречна.

Это объяснимо и прощаемо. Автор, выдающийся театральный режиссер, работал в кино крайне редко и не мог, надо понимать, до конца постичь императив "смежной" профессии. На сцене - минимум выразительных средств, но богатая нюансировка пусть самой банальной идеи, пусть насквозь знакомой идеи. Идут за нюансом, за "сегодняшней" гранью мастерства, как на концерт. А вот кино - это как покупка пластинки, там почему-то ищещь и требуешь иного.

Брук абстрагироваться от театральных принципов не то, что не хотел, а наверное не был способен. Он как специально для своих экранизаций выбирал самые некинематографичные тексты (и тем самым объяснял "кадровым" кинематографистам - КАК можно из темной словесной гущи сделать зрелище). В этот раз основой стал "Полуночный этюд" Маргерит Дюрас, современного Марселя Пруста - способной расписать в эпос самую заурядную историю - мир ее праху.

Moderato cantabile - темп, в котором исполняется Сонатина какого-то Диабелли - медленно и певуче. Грустная и простенькая пьеса никак не дается отпрыску директора сталилетейного завода. От папаши, понятно, зависит жизнь всего городка - где-то во французской провинции. А мамаше делать совершенно нечего, она водит сына на занятия, совершает долгие бесцельные прогулки - томится, словом. И, кажется, даже понимает невозможность сделать из сына музыканта. Невозможность - это горючее для сюжета. Героиня в финале сама подведет итог увиденного нами: "невозможность счастья". А вот главная тема фильма, мне кажется - иррациональность. Встретились два человека и внезапно открыли в себе то, что их самих ужаснуло.

Уже на первых минутах фильма все мы (и персонажи, и зрители) становимся свидетелями убийства. ОН убивает ЕЕ. И он ее любил. Не было ни измены, ни других драматических обстоятельств. Просто убил. Почему-то это особенно впечатлило жену директора и простого работника завода. Их, как у Достоевского, тянет на место убийства. Тут как раз то самое чеховское ружье из первого акта. Тянет тех, кто не совершал убийства. Они знакомятся и пытаются воссоздать историю преступления. И в какой-то момент осознают, что говорят уже не о произошедшем с кем-то в прошлом, а о собственном будущем. В этот коктейль иррациональности намешано самых самых дивных ингридиентов: зародыши классовой вражды, извращенные формы чувственности, просто буржуазная скука... Как ни парадоксально это прозвучит, самое рациональное в фильме - смерть. Все прочее - сплошная завеса иррационального.

Вышесказанное выглядит пугающе. Но недаром музыкальный термин вынесен в название. Фильм снят именно "медленно и певуче". И очень напоминает Антониони и Тарковского. Хотя, конечно, это они напоминают Брука. Тарковский не снял к тому моменту ни кадра. Антониони только приступал к своему "буржуазному" циклу. Зато потом в фильмах Тарковского появятся moderato-панорамы речных гладей, деревьев без листьев, заброшенных очагов цивилизации. Уже в 1961-м Антониони снимет "Ночь" с неприкаянной Жанной Моро, а в 64-м "Красную пустыню", где - куда уж дальше - сбрендившая от скуки буржуазка весь фильм тягает за руку сына на фоне индустриальных пейзажей, знакомится с замечательным, казалось бы, человеком, а ни фига у них хорошего не выходит. В тех же 60-х Антониони напишет рассказ, но перенесет его на пленку лишь в 1995-м - первая новелла фильма "За облаками": совсем как у Брука - невозможность совместить в чувстве дух и плоть, сердце и прикосновение.

Можно предположить, что именно этой работе Питера Брука мы обязаны появлением "Костлявой кумы" (1962) Бернардо Бертолуччи, всего кинематографа Анджея Жулавского - с его разрушительной и саморазрушительной сексуальностью, "Места водителя" Д.П.Гриффи - словно дочертившего, доведшего до крайности фабулу Дюрас и Брука.

Но даже если не признавать вдохновляющую роль ленты Брука, невозможно оспорить то, что она заняла самодостаточное, самоценное место в истории кино.

Игорь Галкин

 

 

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
[an error occurred while processing this directive]


Ваш комментарий



 
Все рецензии рубрики "Элитарное кино"  
 
 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования
  • Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (6)