Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Девочка Никто" (Польша, 1996)

Режиссер -
Анджей Вайда

В ролях -
Анна Вилгуцка, Анна-Мария Муха, Анна Повежа, Станислава Целинска



Ссылки
 IMdB
 Blockbuster.com


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 8

Зрелищность - 6

Актерская игра - 8

 

Ну не умею я объяснить - как получается, что американский и нормальный режиссеры берут один и тот же банальный символ или прием, но у первого получается как седло на корове, а у второго - шикарный кадр. У первого всегда чужеродно, сюпрематизм какой-то, право, ему весь контекст переписать надо, чтобы без седла-то… на корове-то…

Американец тратит горы денег, чтобы зритель каждые 10 минут мучался: "Он убил!", "Нет, не он!", "Нет, снова он!!!". (Обычно таки он, так что и мучаться не стоит.) А тут на три рубля (20 злотых) такого наворочали! Я-то и решился смотреть злобного Вайду лишь прочтя чей-то восторг - мол, вот ведь как при минимуме средств достигается максимум результата.

Провинциальная набожная девочка переезжает в большой город, где попадает, ясное дело, в незнакомую среду и, ясное дело, отчаянно стремится стать там своей. Вообще, весь фильм - это взаимоотношения трех польских отроковиц, классически - блондинка, брюнетка, шатенка, волнующих зрителя-мужчину своими польскими носами и польскими коленками. Здесь форменное бабье царство - мужчины где-то по фону, вдалеке, в интриге они никоим образом не замешаны, лишь однажды на передний план выйдет отец провинциалки с ремнем и тут же уйдет обратно в плохо прорисованный фон.

Мысли зрителя должны как минимум четыре раза менять направление, пытаясь постигнуть замысел автора. Причем, радикально, с полным отказом от предыдущих версий, но никак не привыкая к этой извилистости, воспринимая очередной поворот с легким шоком, а не заключая пари, что сейчас произойдет то-то или это. И в конце концов так и не понять окончательно - что же это было на самом деле.

Вначале можно счесть, что перед нами - фильм о подростковых проблемах (у Вайды есть определенный опыт темы - "Хроника любовных происшествий" (1986)). Конкретно - о временной шизофрении, свойственной данному возрасту. Маэстро подчеркивает возрастные трудности кадром текущей по ногам менструальной крови. Ну, это на его совести. Белокурый деревенский ангел и брюнетистый суккуб - из сливок общества, вундеркинд-композиторша, невероятно агрессивная и классический шизофреник. В некотором роде это оказывается заразительным для чистых натур, которым шизофрения органически не свойственна. Но вскоре приходится от подобной трактовки отказаться, ибо начинается сущая мистика - со святотатствами, утробными голосами в духе "Экзорциста". Казалось бы - дурацкий наворот, жанровая эклектика, но мастер! - ни глаз ни ухо не режет, седла не появилось. Зато появляется третий персонаж и третья трактовка - дочь "новых польских" и обольщение уже не духовное, а материальное, внешнее. Холодный расчет и деловитая безжалостность кажутся более опасными, нежели агрессивность и высокомерие "избранных". Они и воздействуют успешнее. Вот то, первоначальное зло видится уже наиболее безобидным и уязвимым из всей действующей троицы. Но ошибочным оказывается и это впечатление. Получается какая-то совсем бытовая глупость - поссорились две подруги и решили с помощью простушки разыграть хитроумную мстительную партию. Они-то помирятся, а главная героиня так и останется "девочкой Никто", поскольку была все время чьим-то орудием, не смогла найти себя.

Зная работы Вайды, его навязчивые размышления о судьбе отечества, историческом выборе, и обращая внимание на изрядную условность, символичность всего происходящего - рискну предположить, что сие - аллегория: современная Польша между двух соблазнов. Понятное дело, мы - "империя зла", и комфорт Запада с блестящими побрякушками. Вина жертвы только в том, что перед соблазнами не устояла, утратила себя. И хорошо хоть понимает автор, что Запад явно в друзья не годится. Ну, а мы, с утробным демоническим рыком - опять же - на совести маэстро.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Фильм смотрела как приклеенная, потому что это просто про меня. Как будто я там снялась в главной роли этой провинциальной девчонки


Фильм гениален своей естественностью, непосредственностью, романтизмом, поэтичностью и душевностью


По-моему, излишни в данном случае слова о таланте и маленьком бюджете. Фильм говорит сам за себя. Не буду отпускать громкие слова в его адрес - надо просто посмотреть. Не удивительно, что мне мне никак не удается найти его на видеокассете - это не "американский пирог", а вероятно фильм для избранной аудитории

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования