Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Проститутка" (Франция, 1976)

Режиссер -
Валериан Боровчик

В ролях -
Сильвия Кристел, Андре Фалькон, Мирей Одибер, Дени Мануэль


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 6

Зрелищность - 8

Актерская игра - 6

 

Да… названьице… тово…

Следует заметить, что немногие упоминания и прорывы фильма на русскоязычный видеорынок проходили под названием "За чертой". Какое, однако, целомудрие в эпоху "Особенностей русской бани"!

Самое удивительное в судьбе фильма - вот это "немногие" (и не только у нас, по-моему). Практически каждый фильм Боровчика (самого по себе) и Кристел (самой по себе) становились хитами у поклонников их специфического жанра. А тут…

На кассете, где я наконец познакомился с "La marge", режиссера обозвали "лидером интеллектуальной эротики". Сильвер даже спросил - согласен ли я с точностью подобной оценки. Согласен. С небольшой оговоркой. Я не знаю - кого еще отнести к жанру "интеллектуальной эротики". Фильмы - знаю, а претендентов на звание лидера - нет.

Как ни парадоксально это прозвучит, интеллектуальность Боровчика следует скорее отнести не к содержанию его работ, а к их форме. Я уже встречал у ценителей неголливудского кино выражение "кадр Боровчика". И точное, причем. Это действительно - КАДР, динамичное произведение искусства. Его камера очень редко движется, никаких панорам, широкофокусных съемок - все камерно, компактно. Кадр предельно насыщен, очень часто - хотя бы - за счет цветов, фруктов, сухих листьев. И даггеротипная нечеткость, размытость, дымка. Натюрморт и только. Впрочем, принимая во внимание своеобразие сюжетов - жанровая сценка в духе Пуссена или Веласкеса. Положим, большинство произведений Бердслея и Баркова (тут и не большинство, а все) на публике не демонстрируются, но над их анализом и сохранением трудятся самые академичные мужи. Ну вот и Боровчик нечто подобное создает (увы, после 87-го года ни одной новинки)

У меня есть две версии малой популярности "Проститутки". Первая - фильм, снятый в середине 70-х, откровенно перепевал хиты начала десятилетия: "Эммануэль" и "Последнее танго в Париже". От первого - эксгибиционизм исполнительницы главной роли, перебор релаксирующей музыки и недобор диалогов. От второго - откровенные сюжетные перепевы и дотошность в некинематографичных, скажем так, деталях. Но это, конечно, не "Эммануэль", это другой класс. (Кстати, "Последнее танго…" - ярчайший, может быть - самый совершенный образец "интеллектуальной эротики".) Словом, сработал принцип "это мы уже видели".

И вторая версия - фильм таки не совсем типичен для режиссера. В нем даже обнаженной натуры не столь уж много (для Боровчика). Герой, находясь в командировке, что ли, получает письмо от служанки, из которого узнает о несчастье, случившемся с сыном и женой. Не вдаваясь в подробности, он запечатывает (!) письмо - словно ничего не читал и не знает. И отправляется к проститутке, потрясшей его воображение. Мне трудно судить - то ли он таким образом пытается нейтрализовать шок, то ли его захватило сильное чувство и он не хочет ему ничем мешать. Все очень опоэтизированно и чрезвычайно напоминает некоторые европейские фильмы, где герой бродит себе, бродит все отмеренные ему полтора-два часа, ничего не происходит, но возникает такая атмосфера тоски и безысходности, что зрителю самому впору в петлю.

И перед нами, в сущности, все эти полтора часа - развитие взаимоотношений проститутки и клиента. Выходя, так сказать, на службу, она уже знает - и мы тоже - с кем и где ей предстоит прожить ближайший кусок жизни. Причем, о ужас, этот кусок режиссер показывает во всех деталях - с выяснением товарно-денежных, не побоимся этого выражения, отношений, с гигиеническими подробностями… Уникальный, по сути, киноэксперимент. Симптоматично, что в том же году нечто подобное произвел Нагиса Осима в "Корриде любви" (вот еще одна вершина "интеллектуальной эротики"). Но там иная этнокультурная среда, и зрительский интерес невольно смещается на другие грани вопроса.

Завершается фильм, чем и должен был завершиться - отношения приобретают незапланированную окраску. Она говорит "Прощай!" и ему не остается ничего другого, как снова вскрыть конверт и прочесть письмо польностью…

У фильма попросту нет морали, которой режиссер - устами того или иного персонажа - твердо, безапелляционно завершает каждый свой фильм. И большинство его коллег - тоже.

Может показаться, что сия работа - не Бог весть что. Но если собирать коллекцию эротического кино, то без "Проститутки" в ней будет явный пробел. Как минимум, не узнаешь - откуда растут длинные ноги у героинь известных "9 ? недель" и "Шлюхи" Кена Рассела.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования